Библиотека

Управляемая ракета класса «воздух-воздух» х-4

Борьба с самолетами противника и, прежде всего, с четырехмоторными бомбардировщиками ВВС США и Великобритании, буквально опустошавшими территорию Германии, была приоритетной задачей для люфтваффе. Поэтому кроме разработки зенитных ракет, стартующих с наземных пусковых установок, в Германии с 1940 г. проводились исследования, направленные на создание авиационных управляемых ракет, предназначенных для поражения самолетов противника. Наибольших успехов в этой области достигла фирма «Руршталь», которая под руководством доктора Макса Крамера разработала управляемую ракету Х-4, пригодную для установки даже на одномоторных истребителях.

Ракета Х-4 сконструирована по нормальной аэродинамической схеме с двумя парами крыльев, расположенных под углом 90 град друг к другу. Ракета имела литой алюминиевый центральный отсек, выполненный в виде трубы. В этом отсеке помещались топливные баки и баллоны со сжатым воздухом для принудительной подачи топлива.

К отсеку были приклепаны алюминиевые опоры, к которым крепились болтами четыре крыла из многослойной клееной древесины. По передней кромке крылья были стреловидными, на концах одной пары крыльев устанавливались осветительные трассеры, а на второй паре - катушки, с которых во время полета разматывался кабель управления.

В носовом отсеке находились боевой заряд (24 кг взрывчатых веществ) и акустический неконтактный взрыватель. В хвостовом отсеке были расположены питательные трубопроводы и жидкостный ракетный двигатель. Здесь же помещались и гироскопические устройства, аккумуляторная батарея и сервомеханизмы для приведения в действие органов управления (четырех спойлеров), смонтированных на рулях, укрепленных на хвостовом отсеке.

Разработанная фирмой «Телефункен» система управления «Дюссельдорф-Детмольд» (FuG 510/238) действовала по методу трех точек. Команды, с помощью которых оператор управлял маневрами ракеты, передавались на борт Х-4 по изолированному кабелю (диаметр 0,2 мм, общая длина - 5500 м), разматывавшемуся с установленных на концах двух крыльев катушек.

На конечном участке траектории управление принимала акустическая система наведения «Донге», а подрыв боевой части осуществлялся по команде акустического неконтактного взрывателя «Майзе» на расстоянии примерно 7 м от цели.

Относительно небольшой жидкостный ракетный двигатель БМВ 109-548 в течение 22 секунд развивал тягу 140 кгс (по другим данным - 150 кгс). Из-за ограниченных размеров ракеты была использована пневматическая система подачи топлива, основанная на применении сжатого воздуха, выходившего из двух изолированных баллонов после открытия пиротехнических клапанов.

В качестве топлива использовалась комбинация «тонка-250/сальбай», горение этой смеси происходило при давлении 2,94 МПа.

Первый пуск Х-4 был выполнен 11 августа 1944 г. с истребителя FW-190. К этому времени уже были изготовлены 224 опытных образца, часть которых была использована для запусков с подземных пусковых установок.

Еще до окончания полигонных испытаний Х-4 была начата подготовка к серийному производству этой ракеты. Предполагалось в течение 1945 г. поставить 19 850 ракет люфтваффе, а еще 3000 ракет - войскам СС для запуска с наземных пусковых установок.

Планы эти перечеркнула англо-американская авиация, совершившая в феврале 1945 г. налет на расположенный в Штаргарде завод по производству ракетных двигателей.

А последовавший вскоре налет на авиабазу Кюппер, где находились подготовленные к испытаниям ракеты Х-4, вынудил командование люфтваффе вообще свернуть работы над этой ракетой.

По книге В.Н. Шумкова «Вермахт» – Мн.: ООО «Харвест», 2005. – 448 с.

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?