Геополитика

Экспорт исламской революции (1)

Религиозный экстремизм в значительной мере способствует созданию кризисных ситуаций и несет угрозу национальным интересам многих стран
В настоящее время особую угрозу для безопасности Российской Федерации представляет тенденция формирования так называемого пояса нестабильности, проходящего через Кавказ и Центральную Азию, что подтверждается событиями, произошедшими в этих регионах за последние десятилетия. Данная тенденция исходит от экспансии воинствующего ислама и действий исламских экстремистских организаций.

Произошедшие в последние два десятилетия кардинальные изменения геополитической ситуации в мире в целом, и вокруг России в частности, сопровождаются не только углублением международной интеграции, формированием глобального экономического и информационного пространства, но и появлением новых источников политической нестабильности и вооруженных конфликтов на постсоветском пространстве, провоцируемых и разжигаемых из-за рубежа. Эти отрицательные тенденции имеют главной целью ослабить Российскую Федерацию и не допустить возрождения под ее эгидой мощного межгосударственного объединения с единым оборонно-стратегическим и народнохозяйственным комплексом.

Это вызвано активизацией военно-политического соперничества государств в прилегающих к России регионах, расширением масштабов международного терроризма, обострением региональных и религиозных противоречий, возросшей политической активностью ряда государств исламского мира и возрождением идей исламского экстремизма в его самых крайних формах.

Несомненно, в настоящее время особую угрозу для безопасности Российской Федерации представляет тенденция формирования так называемого пояса нестабильности, проходящего через Кавказ и Центральную Азию, что подтверждается событиями, произошедшими в этих регионах за последние десятилетия. Данная тенденция исходит от экспансии воинствующего ислама и действий исламских экстремистских организаций.

Следует отметить, что экстремистскими религиозными лозунгами прикрывались и ранее, в том числе и руководители Христианской церкви: времена инквизиции, крестовые походы и др. В целом это приводило к огромным человеческим жертвам.

В общем, ислам – это монотеистическая (религиозное представление и учение о Едином Боге) мировая религия. Слово «ислам» имеет несколько значений и буквально переводится как «мир». О том, как используется некоторыми руководителями экстремистских организаций мировая религия и к чему это приводит, ниже и пойдет речь.

Еще в 1980-х гг. руководитель Исламской Республики Иран аятолла Хомейни утверждал: «Современный мир жаждет ислама. Если те, кто призывает к исламу, будут действительно выполнять свои обязанности, исламские идеи смогут проникнуть в души людей и распространиться по всему миру. Перспектива современного мира свидетельствует о том, что будущий век станет веком ислама, с опорой на джихад и меч устраняются препятствия, дабы призыв к исламу проник в сердца...»

Ряд других современных идеологов воинствующего ислама также открыто говорят о возможности создания надгосударственного мусульманского образования, так называемого Халифата со столицей в Саудовской Аравии, который будет включать территории Северной Африки, Аравийского полуострова, Ближнего, Среднего Востока, Центральной Азии, Северного Кавказа и российского Поволжья. Проповедуемые ими взгляды и идеи все больше основываются на религиозном экстремизме, а это в значительной мере способствует созданию кризисных ситуаций и несет угрозу национальным интересам многих стран.

Современный политический словарь определяет экстремизм как «приверженность в политике идеям и крайним взглядам и действиям». Экстремизм порождается самыми разными факторами: социально-экономическими причинами, деформацией политических институтов, тоталитарным характером режима, подавлением властью оппозиции, стремлением социальных или политических групп ускорить и силовыми методами регулировать выдвигаемые ими задачи.

Религиозный экстремизм проявляется также в нетерпимости к представителям других концессий или в противоборстве внутри одной концессии. Одним из примеров этого является уничтожение афганскими моджахедами исторических статуй Будды в Афганистане.

Экстремизм в исламе получил наиболее активное распространение в течение трех последних десятилетий, причем зона его влияния за этот период значительно расширилась до мирового уровня. Изменились и масштабы экстремистских проявлений, начиная от незначительных боевых столкновений до объявления джихада целым государствам, в том числе и вооруженного.

Как социальное явление исламский экстремизм многопланов. Он включает в себя такие основные категории, как экстремистская исламская идеология, комплекс организационных (управленческих, финансовых, обеспечивающих и других) структур для осуществления тех или иных проявлений исламского экстремизма и собственно экстремистские действия.

Исламская экстремистская идеология очень проста и рассчитана на сознание малообразованного мусульманина: достаточно «правильно» верить в Аллаха и следовать требованиям радикального ислама и его главной идее – подавить врагов джихадом. Программ решения социально-экономических проблем экстремисты не предлагают, поскольку считают, что истинная исламская власть сможет решить все вопросы, а нормы шариата охватывают все без исключения сферы общественной жизни и даже вопросы, относящиеся к компетенции международного права.

По идеологии исламского экстремизма мусульманин не только не должен подчиняться «неверным», он обязан бороться против них, то есть вести джихад, под которым экстремистами подразумевается исключительно вооруженная борьба.

Джихад (усилие) изначально трактовался как борьба в защиту и за распространение ислама. В более поздних мусульманских концепциях проводится различие между несколькими видами джихада: духовное самосовершенствование – «джихад сердца» (пророк Мухаммед называл его «великим джихадом»), «джихад языка» (повеление одобряемого и запрещение порицаемого), «джихад руки» (дисциплинарные меры в отношении преступников и нарушителей норм нравственности) и «джихад меча» (вооруженная борьба с «неверными»). Именно понятие «джихад меча» в настоящее время выведено исламскими экстремистами на первый план и активно используется в качестве идеологической подоплеки их преступной деятельности.

Исламские экстремисты считают, что в современных условиях вооруженный джихад необходим, потому что уже наступило состояние войны между мусульманским миром и «миром ереси». При этом согласно их точке зрения члены исламских экстремистских групп являются не террористами, а «воинами на службе Аллаха и его Пророка». Поскольку враг находится повсюду, то воины Аллаха должны вести постоянную войну на многих фронтах, в различных странах и регионах.

Для морального оправдания своих действий исламские экстремисты исходят из убеждения о наличии на Земле единой и единственной социальной, политической, военной и религиозной легитимной общины всех людей – мусульманской нации, которая не ограничена историческими и географическими пределами и может существовать только в условиях непрерывной экспансии. Одновременно в сознание своих сторонников внедряется мысль о том, что исламская победа близка и осуществима.

Исламские экстремисты свято верят в то, что вооружены знанием абсолютной истины и именно им надлежит осуществить свою миссию в той части человечества, которая исповедует ислам. Самое важное, что их не волнует моральная сторона вопроса: имеют ли они право ставить под угрозу жизнь и безопасность многих сотен и даже тысяч людей во имя достижения человечеством счастья и благоденствия в их понимании.

Цели, которые ставят перед собой исламские экстремисты, отображены на рис 1.

Субъекты исламского экстремизма, которые являются важнейшим элементом его содержания, представляют собой разветвленную систему исламских экстремистских организаций и обеспечивающих их деятельность структур. Формы и методы деятельности исламского экстремизма (рис. 2) определяются сращиванием радикальной исламской идеологии на основе объявления джихада всем врагам исламского мира и практики терроризма как средства достижения политических целей.

Таким образом, исламский экстремизм можно определить как деятельность политических течений и группировок, использующих лозунги воинствующего ислама, направленную на насильственный захват или удержание власти в целях восстановления «истинного исламского порядка» на основе средневековых норм шариата, применяющих для этого в основном военную силу и террористические методы.

Следует отметить основные факторы, которые оказали наиболее существенное влияние на возникновение и активизацию исламского экстремизма в современном мире.

Исторически исламский экстремизм впервые появился на территории Египта, где существовали небольшие радикальные группы, не имевшие никакой внешней поддержки. Наиболее многочисленной из них была ассоциация «Братья-мусульмане». Пришедший к власти в Египте в 1953 г. Гамаль Абдель Насер стал проводить политику панарабизма, которая получила популярность в ряде арабских стран.

Саудовская Аравия, обеспокоенная ростом влияния новых идей, начала материально поддерживать организацию «Братьев-мусульман» с тем, чтобы дестабилизировать режим Насера. Кроме этого, руководство Саудовской Аравии в то время прямо или косвенно стало финансировать деятельность других подобных групп, что способствовало их становлению и активизации деятельности.

Значительное влияние на возникновение и распространение экстремистских течений в исламе оказала и продолжает оказывать агрессивная политика Израиля на Ближнем Востоке, поддерживаемая США. Эскалация в связи с этим палестинской проблемы, поражение арабских стран в войнах против Израиля, захват Восточного Иерусалима, поджог в 1969 г. третьей по значимости святыни мусульман – мечети Аль-Акса в Иерусалиме крайне негативно повлияли на национальные и религиозные чувства арабов. Это способствовало всплеску исламских политических движений радикального толка во многих странах Ближнего Востока и возникновению экстремистских организаций и группировок, призывавших к вооруженной борьбе для преодоления последствий «палестинской катастрофы» и «величайшего унижения для всего мусульманского мира».

Необходимо также упомянуть об «исламской революции» в Иране и создании в 1979 г. исламской республики. Под руководством аятоллы Хомейни и его сторонников были реализованы исламские принципы строительства государства, а в качестве одного из первых направлений внешней политики официально провозглашен «экспорт исламской революции».

Под воздействием иранской пропаганды и при непосредственном содействии представителей Корпуса стражей исламской революции Ирана в ряде стран Ближнего и Среднего Востока возникли партии и группировки экстремистской направленности.

Гражданская война в Афганистане, участие в ней ограниченного контингента советских войск, политика Советского Союза и поддержка прокоммунистического режима в Кабуле оказали существенное воздействие на исламский мир и способствовали возникновению многочисленных организаций экстремистского толка, занимавшихся оказанием помощи афганским моджахедам.

Одновременно американские спецслужбы при поддержке администрации Рональда Рейгана стали вооружать и обучать в Пакистане исламских экстремистов, участвовать в создании организаций и политических группировок, использующих в своей деятельности террористические методы под прикрытием исламской идеологии.

После вывода советских войск из Афганистана, что было воспринято исламистами как победа над «неверными», экстремисты остались без ясной цели дальнейшей борьбы. Они возвратились в свои страны, где способствовали возникновению новой волны исламского экстремизма и радикализма. Воспитанные в духе ведения джихада против врагов ислама, профессионально подготовленные с военной точки зрения так называемые арабы-афганцы стали основой для развития и экспансии исламского экстремизма во многих регионах мира. В настоящее время они участвуют в боевых действиях в Афганистане, Кашмире, Палестине, на Балканах, в Алжире, а также на Северном Кавказе.

Кроме того, исламский экстремизм – это своего рода ответная реакция обездоленных слоев общества на национально-экономические условия, существующие во многих мусульманских странах. Их лидерам не удается поднять общий уровень жизни населения, рост которого значительно превышает темпы роста национальных экономик. Идеология борьбы с «неверными» и возврата к социально-экономическому устройству и порядкам времен первых четырех праведных халифов находит наибольший отклик именно среди обнищавших и обездоленных.

В последнее время на распространение исламского экстремизма чрезвычайно большое значение оказывает активизация пропагандистской деятельности радикальных исламистов. В этих целях создан мощный пропагандистский аппарат, использующий для распространения идей радикального ислама как традиционные, так и самые современные способы и методы.

Для этого используются проповеди в мечетях, распространение печатной продукции (журналы, книги, буклеты, плакаты), вещание на специальных радио- и телевизионных каналах, задействование всемирной компьютерной сети Интернет. Как правило, подобная деятельность не встречает особого противодействия со стороны местных властей. Пропаганда идей экстремистского ислама способствует появлению ее новых сторонников, в том числе из средних и хорошо образованных слоев населения.

Таким образом, перечисленные выше факторы показывают, что экстремистское течение в исламе возникло не случайно и имеются все основания говорить о его сохранении в ближайшей и среднесрочной перспективе.

Новые геополитические условия, возникшие после распада Советского Союза, по мнению идеологов исламского экстремизма, открыли для них широкие возможности для активных действий на постсоветском пространстве. Наличие в России и ряде государств СНГ многочисленного мусульманского населения, близость границ с мусульманскими странами, возникновение политизированных мусульманских организаций стимулируют намерения радикальных исламистов добиться в этом регионе возрождения ислама на основе своей идеологии.

Несомненно, наиболее опасная для России ситуация складывается на южном направлении – в Кавказском регионе, который является связующим звеном между Европой и Центральной Азией и где сохраняются очаги напряженности и сепаратизма, на которые крайне негативно влияет исламский экстремизм. Необходимо также отметить проявляемое в последнее время в политике США и других западных стран стремление столкнуть Российскую Федерацию с исламским миром.

В Вашингтоне понимают угрозу, исходящую от исламского экстремизма для США и Запада, поэтому стараются привлечь другие страны, в том числе Россию, к совместному противодействию этому явлению.

Однако США также по-прежнему намерены использовать исламский фактор в своих политических интересах. Довольно отчетливо прослеживается их стремление повернуть агрессивный вектор радикального ислама в сторону Российской Федерации, превратить Россию в щит, отгораживающий западную цивилизацию от натиска исламских экстремистов. В этих целях США, когда это им выгодно, пытаются направлять действия исламских радикальных элементов с помощью лояльных им консервативных мусульманских режимов и их спецслужб.

Таким образом, исламский экстремизм представляет собой опасное явление, возникшее в системе международных, региональных и внутригосударственных отношений. Исламский экстремизм все более угрожает безопасности и национальным интересам многих стран, в том числе Российской Федерации.

В настоящее время в различных странах мира насчитывается несколько сотен различных исламских организаций, число которых постоянно увеличивается в связи с расширением масштабов и видов исламской деятельности на международной арене. При этом отмечается тенденция скрыть цели, сферы и формы деятельности группировок, проповедующих идеи и принципы радикального ислама, за ширмой благотворительности, гуманитарной деятельности, образования и медицинского обслуживания.


В пятой афганской войне подразделения и части вооруженных сил США последовательно повторили все ошибки 40-й армии ВС СССР и английских войск в XIX в.
Фото: U.S. Department of Defense

Всего в мире более 1 млрд. чел. исповедуют ислам. Они проживают в 56 мусульманских государствах и находятся в отдельных мусульманских общинах еще 120 государств. Возникающие в исламском мире политические, экономические, социальные, теологические и культурные проблемы разрешаются не только на межгосударственном уровне, но и с помощью исламских организаций, которые играют важную роль в современной международной политике.

В странах, где население исповедует ислам, существует большое количество исламских организаций, различающихся по целям, структуре, составу, сферам и формам деятельности. Их руководящими и политическими органами принимаются и реализуются решения по вопросам, оказывающим влияние не только на мусульманские, но и на многие другие страны.

Исламские организации разделяются на межгосударственные, неправительственные, общественно-религиозные, благотворительные и гуманитарные, фундаменталистские и экстремистские группировки. Все они имеют каналы взаимодействия по различным направлениям деятельности. Многие из них оказывают политическую и пропагандистскую поддержку, финансовую и другие виды помощи группировкам, проповедующим и реализующим идеи экстремистского ислама.

Исламский экстремизм представляет собой деятельность политических течений и группировок, использующих лозунги воинствующего ислама. Эта деятельность направлена на насильственный захват или удержание власти с целью установления исламского порядка на основе средневековых норм шариата с применением в основном военной силы и террористических методов.

Исламским экстремистам присущи крайний фанатизм, неприятие настоящего и идеализация прошлого. Целями своей деятельности они считают построение истинного исламского государства, введение в практику норм шариата, действовавших в VII–VIII вв., а также реставрацию Великого Халифата.

Формы и методы деятельности исламского экстремизма определяются сращиванием радикальной исламской идеологии на основе объявления джихада всем врагам мусульманского мира с практикой терроризма. К наиболее опасным из них относятся убийства «неверных» и врагов ислама; взрывы, уничтожение и разрушение общественных и государственных учреждений, дипломатических и международных представительств; захват заложников, угрозы проведения акций на промышленных объектах, способных вызвать экологические катастрофы.

Исламский экстремизм создает реальную угрозу национальной безопасности Российской Федерации, в том числе угрожает ее территориальной целостности, поощряет сепаратизм и дестабилизацию в стране, использует самые опасные террористические формы и методы своей деятельности непосредственно в России и против российских граждан за рубежом. Исламские экстремисты проводят активную пропагандистскую деятельность с целью нанести ущерб внешнеполитическому авторитету России, подорвать ее позиции в арабских и других мусульманских странах.

Исламский экстремизм пытается радикализировать любое политическое движение мусульман на территории России, искать в их рядах своих последователей и сторонников. В его намерения входит также ведение деятельности по противопоставлению российских мусульман государству и обществу, ориентации их преимущественно на страны исламского мира.

В настоящее время в странах мусульманского мира и кризисных районах на Ближнем и Среднем Востоке насчитывается несколько десятков исламских экстремистских организаций, действующих на нелегальной основе и ведущих джихад против «неправедных» режимов и «врагов Аллаха».

Отмечаются тенденция к росту их количества и численности, радикализация применяемых форм и методов деятельности, а также появление большого количества хорошо подготовленных мусульманских боевиков, готовых участвовать в джихаде в любом районе мира.

Особенностью современного этапа является появление единых руководящих органов, которые координируют деятельность исламских экстремистских организаций и обеспечивают их финансовой и другими видами помощи.

Любая религия должна нести мир на Земле. Другим остается вопрос, кто ее направляет и с какой целью. Если вернуться к упомянутым террористическим актам 11 сентября 2001 г. в США, а также к тем, которые произошли в начале XXI века и в Российской Федерации, то уместно напомнить, что практически многие мусульманские организации осудили эти теракты, призывали помочь облегчить мучения людей, пострадавших в них.

В дополнение к денежным пожертвованиям многие исламские сообщества организовывали сдачу крови, пищи и предоставление жилья для пострадавших. А в это время президент США Джордж Буш объявил главным пособником террористов Саддама Хусейна, обвинив его в разработке и накоплении в Ираке оружия массового уничтожения, которое до сих пор так и не найдено, но вместе с этим обнаружены огромные запасы нефти.

Продолжение следует

Анатолий КУЛИКОВ
Алена КУЛИКОВА

Опубликовано 18 июня в выпуске № 2 от 2010 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?