История

Экзаменует I-я мировая

Первая мировая война превратила воздушное пространство в арену ожесточенной борьбы. 21 августа 1914 г. германские цеппелины впервые появились в небе России. Воздушному противнику русское командование смогло противопоставить лишь 3-х дм пушки образца 1900 и 1902 гг., имевшие неплохую результативность огня. К концу 1914 года наши артиллеристы уничтожили 19 вражеских аэропланов и два дирижабля. К слову, русским авиаторам к тому времени удалось сбить только 3 аэроплана противника.

ОДНАКО возможности полевых орудий были ограничены. Отсюда и большой расход снарядов и низкая результативность огня. Не улучшало общую картину и хаотичное выделение для борьбы с воздушным противником отдельных артиллерийских подразделений. Требовалось создание специальных противоаэропланных батарей на штатной основе. Первым шагом в этом направлении стала отправка из Кронштадта в ноябре 1914 г. в состав Варшавской крепостной артиллерии первых трех зенитных батарей, вооруженных 75-мм морскими пушками системы Канэ на тумбовых установках, значительно превосходивших боевые возможности полевых орудий.

Значительным прорывом в развитии отечественной зенитной артиллерии стало формирование в марте 1915 г. автомобильной батареи для стрельбы по воздушному флоту (командир - капитан В.В. Тарновский), имевшей на вооружении 3-х дм противосамолетные пушки обр. 1914 г., созданные на Путиловском заводе (Петроград). В течение всей войны батарея наводила неподдельный ужас на германских летчиков, получив высокую оценку и признательность со стороны высшего военного руководства Русской армии. Помимо боевой деятельности, батарея Тарновского обеспечивала подготовку кадрового состава для зенитной артиллерии и формировала воздушную оборону важных центров действующей армии.

Увеличение дальности полета и объема бомбовой нагрузки летательных аппаратов объективно потребовало создания воздушной обороны объектов глубокого тыла. Среди первых из них стала столица России. С первых дней войны в составе строящегося вокруг Петрограда укрепленного района разворачивается противоаэропланная оборона. Позднее в сферу ее деятельности включается южная часть Финляндского княжества и побережье Финского залива. К ноябрю 1914 г. в самостоятельную структуру выделяется воздушная оборона императорской резиденции в Царском Селе (руководитель - генерал-майор В.Н. Воейков).

8 декабря того же года воздушная оборона Петрограда переводится на штатную основу с выделением должного количества сил и средств (начальник обороны - генерал-майор Г.В. Бурман).

К маю 1915 года ранее обособленные структуры обороны Петрограда и Царского Села объединяются в единое формирование под общим руководством начальника воздушной обороны российской столицы. При нем впервые создается штаб воздушной обороны, отвечавший за наблюдение и оповещение о воздушной обстановке в границах зоны ответственности 6-й армии (начальник штаба - капитан А.И. Бениксон).

Активизация воздушного флота противника на фронте потребовала принятия адекватных мер защиты. 26 сентября 1914 года военный гарнизон Варшавы удачно отразил налет на город германского цеппелина. Для охраны неба столицы Польского княжества были переброшены авиационные подразделения, в числе первых - Особый добровольческий авиационный отряд (командир - старший лейтенант Н.А. Яцук).

Взаимодействие авиации с зенитной артиллерией Варшавской крепости в интересах воздушной обороны города обеспечивала сеть наблюдательных постов, игравших роль раннего оповещения о налете противника.

К весне того же года аналогичная структура воздушной обороны разворачивается в городах Ломжи, Остроленки и Ново-Георгиевской крепости (Польша).

В сентябре 1915 г. Государь император Николай II, вступив в права Верховного главнокомандующего, переводит свою Ставку из Барановичей в г. Могилев. Одновременно усиливается воздушная оборона новой Главной квартиры русского армии за счет подразделений, дислоцирующихся в Царском Селе: Отдельной артиллерийской батареи для обороны Императорской резиденции от воздухоплавательных аппаратов (развернутой по штату артиллерийского дивизиона) и Специального авиационного отряда. Позднее к ним добавилась автомобильная батарея для стрельбы по воздушному флоту (командир - подполковник Л.В. Хростицкий).

К осени 1915 г. собственной воздушной обороной обзаводятся важные (в военном отношении) города: Минск, Двинск (ныне - Даугавпилс) и Псков. В отличие от Пскова, расположенного на значительном расстоянии от линии фронта, Минск и Двинск периодически подвергались воздушным налетам противника. Особая заслуга в создании их воздушной обороны принадлежала капитану В.В. Тарновскому, сумевшему создать непреодолимый рубеж для германской авиации. Его идея огневой воздушной завесы для противника, легла в дальнейшем в основу боевого применения Войск ПВО страны.

Одновременно меры по защите от воздушных налетов военно-морских баз Черноморского и Балтийского флотов принимает морское ведомство России. В декабре 1914 г. зенитное прикрытие получает морская крепость Севастополь. В следующем году воздушная оборона создается в рамках морских крепостей и приморских промышленных центров страны: Ревель (ныне - Таллин), Кронштадт, Выборг и др.

Помимо крепостной артиллерии, для борьбы с воздушным противником выделялась значительная часть авиации. В начале 1917 г. в интересах воздушной обороны российской столицы формируется Петроградский авиадивизион (Петроградский авиационный, Кронштадский крепостной авиационной и Чудской гидроавиационный отряды), имевший на вооружении легкие самолеты-истребители и гидропланы. Осенью 1917 г. в его состав включается авиационно-автомобильная дружина, созданная в 1916 году в интересах воздушной обороны Петрограда.

Для своевременного вскрытия начала налета воздушного противника на столицу и Царское Село командование 6-й армии выдвигает сеть наблюдательных постов на побережье Ботнического и Рижского заливов Балтийского моря. Позднее они были сведены в роты наблюдателей и укомплектованы кадровыми офицерами и нижними чинами. Также для приема донесений от постов вокруг российской столицы были созданы 15 телефонных и телеграфных станций.

Следующим шагом в интересах воздушной обороны стала попытка развернуть систему радиоразведки и пеленгации. В районе российской столицы она получила название "радиотелеграфная оборона Петрограда". Для решения задачи раннего обнаружения летательных аппаратов противника к лету 1917 года в городах: Выборг, Нарва, Луга и Старая Русса были установлены четыре радиокомпасные станции. В Одесском военном округе создается отдельная группа приемных радиостанций. В дальнейшем они были переориентированы на выполнение задач радиосвязи.

С официальным вступлением в войну против России Болгарии командование войсками Одесского военного округа и Черноморского флота в начале 1916 г. приступило к созданию воздушной обороны портовых городов Одессы и Николаева.

Последующие революционные события 1917 года негативно сказались на общем состоянии воздушной обороны действующей армии и глубокого тыла страны.

Алексей ЛАШКОВ, полковник

Опубликовано 1 января в выпуске № 5 от 2003 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?