Концепции

Опознавание требует консолидации усилий

Координацию развития государственного опознавания должен осуществлять единый межвидовой координирующий орган
На страницах журнала «ВКО» неоднократно говорилось о том, насколько важна нашей державе система государственного опознавания. Вряд ли кто-либо осмелится утверждать, что нет необходимости ее дальнейшего совершенствования и развития. Опознавание воздушных, наземных и надводных объектов, определение их государственной принадлежности, а значит, и необходимости применения по ним оружия в значительной степени могут повлиять на исход боя и операции.

Недоработки и недооценка системы государственного опознавания могут дорого обойтись обороноспособности любого государства. Это подтверждается анализом результатов локальных войн и вооруженных конфликтов последних десятилетий и уровнем потерь от огня своих же сил и средств, а также рядом других трагических событий.

Например, в ходе арабо-израильского конфликта в 1973 г. потери ВВС арабских государств от своих средств ПВО достигли: Египет – до 46%, Сирия – до 14%, Ливия и Ирак – до 30%. В 1991 г. во время войны в Персидском заливе причиной 15% всех людских потерь со стороны союзников по антииракской коалиции была стрельба по своим войскам (силам). В апреле 1994 г. в зоне, запрещенной для полетов иракских самолетов, два американских вертолета были сбиты собственными истребителями. В результате инцидента погибли 26 военнослужащих. Почти каждый пятый военнослужащий вооруженных сил США, убитый в ходе операции «Свобода Ираку» (2003 г.), погиб от воздействия своих огневых средств.

Не является исключением и применение отечественных Вооруженных Сил. В ходе антитеррористической операции в 1999 г. произошел бой между подразделениями Минобороны и МВД России, которые для непосредственной авиационной поддержки одновременно запрашивали по вызову авиацию. Отмечались случаи нанесения ракетно-бомбовых (в большинстве случаев неточных) ударов авиацией по колоннам Сухопутных и Воздушно-десантных войск и другие случаи применения оружия по своим войскам, в том числе и артиллерией.

В целом государственное опознавание – это определение государственной принадлежности воздушных, морских и наземных объектов по принципу «свой-чужой». Этот процесс предполагает определение координат и других признаков обнаруженных объектов (его номер, индивидуальная информация и т. п.). Аппаратура опознавания является одной из самых массовых в радиоэлектронных средствах различных образцов вооружения, требует учета интересов и особенностей применения всех видов и родов войск Вооруженных Сил, других министерств и ведомств Российской Федерации, в том числе и ее союзников.

Основные цели, задачи и недостатки существующей системы государственного опознавания Российской Федерации, предполагаемые направления ее развития и проводимые мероприятия по решению проблемных вопросов представлены на рис. 1–3.

Следует учитывать, что применяемые в Вооруженных Силах, других министерствах и ведомствах Российской Федерации средства системы государственного опознавания должны обеспечивать решение задач государственного опознавания как в мирное, так и в военное время. При этом главной целью является обеспечение безопасности государства и осуществление контроля использования воздушного пространства (прилегающей морской акватории) Российской Федерации и ее союзников.

Кроме того, сфера применения систем и средств государственного опознавания весьма широка и охватывает как военную, так и невоенную области.

Решение военных задач остается одним из главных направлений в области разработок и применения систем и средств государственного опознавания. Главной целью опознавания в военной области является повышение эффективности действий объединенной группировки разнородных войск (сил) при одновременном снижении общих потерь на земле, в воздухе и на море.

Это требует системного подхода к развитию и производству систем и средств государственного опознавания, планомерного проведения организационных мероприятий, подкрепленных техническими решениями, что в дальнейшем позволит повысить общую эффективность применения войск (сил) в вооруженных конфликтах различного масштаба. При этом вклад системы государственного опознавания в достижение целей операции (боя) может быть соизмерим с результатами применения ударных систем оружия, но при значительно меньших затратах.

С целью наиболее эффективного решения задач государственного опознавания в военной области выделяется ряд основных проблемных направлений, требующих особого внимания и дальнейшей проработки:

– обеспечение опознавания объектов в интересах систем вооружения наземного, морского, воздушного и космического базирования;

– обеспечение опознавания войск (объектов и подразделений) на поле боя, а также индивидуального опознавания военнослужащих;

– решение задач опознавания в рамках автоматизированных систем управления войсками и оружием.

Невоенная сфера определяет новую область проблематики опознавания, в должной степени не рассматриваемую до настоящего времени. Применение принципов опознавания в невоенной сфере открывает новые перспективы в повышении качества решения актуальных задач в этой области. Это задачи интегрирования принципов опознавания в системы управления невоенного назначения, связанные с идентификацией объектов по признакам их принадлежности к определенным классам, типам, а также для решения задач управления движением воздушных, морских и наземных объектов и др.

На рис. 4 представлены основные структуры ведущих иностранных государств, ответственные за применение, эксплуатацию и развитие систем государственного опознавания. Наиболее оптимальная структура этих органов, заслуживающая внимания и анализа, в настоящее время имеется только в Китае (рис. 4–5) и США (см. «ВКО» № 4, 2010, с. 90–95).

В этих государствах существуют достаточно оптимальные военный и гражданский компоненты, что обеспечивает наиболее эффективное применение систем государственного опознавания, организацию разработок перспективных средств этих систем, производство и сбыт данной продукции. В остальных государствах, в том числе и в Российской Федерации, организация применения и развития систем государственного опознавания возлагается в основном только на министерства обороны (генеральные штабы и главные штабы ВВС).

Необходимо также учитывать, что в Российской Федерации в настоящее время основной акцент исследований в области опознавания ставится на разработке технических средств опознавания – запросной и ответной аппаратуры, объединяющей эти средства в систему государственного опознавания.

Несмотря на то, что данные средства этой системы обеспечивают лишь исходную информацию для решения задач опознавания, тем не менее их разработка продолжает рассматриваться в качестве единственной основной задачи, решающей проблему опознавания. При этом не решены проблемы разработки системы опознавания объектов и войск (сил) на поле боя, функциональных систем опознавания в рамках автоматизированных систем управления оружием и войсками (силами), функциональных опознающих систем, обеспечивающих опознавание объектов в составе образцов вооружения, разработки средств индивидуального опознавания военнослужащих и др.

Таким образом, из всей совокупности актуальных проблем в области государственного опознавания в Российской Федерации в настоящее время решается только проблема разработки технических средств опознавания, обеспечивающих исходную информацию для решения задач опознавания, предназначенных для использования в системах вооружения воздушного, морского и наземного базирования, в том числе в существующих и перспективных средствах воздушно-космической обороны.

Система государственного опознавания – государственная система, однако должного подхода к ее развитию нет. Одним из главных недостатков отечественной системы государственного опознавания является отсутствие федерального органа, координирующего данную деятельность между всеми министерствами и ведомствами Российской Федерации, и как следствие – отсутствие правовой базы на государственном уровне.

Нет федерального закона, который бы регламентировал все стороны развития и применения средств системы государственного опознавания всеми министерствами и ведомствами Российской Федерации во взаимодействии с союзными и другими иностранными государствами в соответствии с международными договоренностями.

Кроме того, отрицательным образом на развитии системы государственного опознавания сказывается и отсутствие единой скоординированной политики в области разработок и серийного производства средств этой системы.

В рамках комплексной целевой программы «Опознавание-2020» выполняется ряд НИОКР, направленных на создание системы государственного опознавания государства нового поколения, в том числе и на решение проблем опознавания объектов и войск (сил) на поле боя. На реализацию данной программы выделяется достаточно высокая сумма, выражающаяся в млрд. руб.

Однако здесь и возникают определенные трудности. В частности, отсутствие единой государственной политики в области разработки, производства и реализации средств системы государственного опознавания приводит к перетягиванию каната между научно-исследовательскими организациями, в том числе непосредственно не занимающимися этими проблемами.

Так, в апреле 2010 г. одним из ведущих научно-исследовательских учреждений в области автоматизированных систем управления, причем тактического звена, было предложено Минобороны России прекратить выполнение Комплексной целевой программы, провести научно-исследовательскую работу по определению нового перспективного облика системы государственного опознавания, причем совсем за «символическую» сумму – несколько млрд. руб.

По всей видимости, результатом этой работы будет большой важности документ, но не опытные образцы средств перспективной системы государственного опознавания, а в ближайшее время Вооруженные Силы новых средств системы государственного опознавания не получат.

Наличие различных подходов к проблемам создания системы государственного опознавания, в том числе объектов и войск (сил) на поле боя, функциональных подсистем в составе АСУ войсками (оружием) не позволяет с требуемой эффективностью решать эти задачи без координации разработок с тщательным анализом военно-экономических показателей, связанных с их реализацией и внедрением в войска (силы).

Таким образом, координацию развития и обеспечения средствами системы государственного опознавания должен осуществлять единый межвидовой координирующий орган, функционирующий в интересах всех видов и родов войск Вооруженных Сил, министерств и ведомств Российской Федерации, использующих средства системы государственного опознавания.

В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации в составе государственной корпорации «Ростехнологии» образована специализированная управляющая компания – ОАО «Концерн «Радиоэлектронные технологии», включающая в себя холдинговую структуру организаций и предприятий, осуществляющих разработку и производство средств государственного опознавания и имеющих многолетний опыт разработок в этой области.

Постановлением правительства Российской Федерации оно назначено головной организацией в области государственного опознавания и, кроме того, приказом Минпромторга России – ведущей научно-исследовательской организацией в данной области. Кроме того, оно является головным предприятием, разрабатывающим средства государственного опознавания для воздушных, наземных и корабельных средств на протяжении почти пятидесяти лет, и в настоящее время выполняет функции головного исполнителя ряда НИОКР по созданию перспективной системы государственного опознавания, в том числе объектов и войск (сил) на поле боя.

С целью обеспечения формирования единой методологии и системной координации работ в данном направлении, консолидации научных потенциалов организаций и предприятий промышленности совместным решением государственной корпорации «Ростехнологии» (ОАО «Концерн «Радиоэлектронные технологии», ОАО «Концерн «Авиаприборостроение») и ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» в июле 2009 г. сформировано ОАО «Научно-технический центр «Системы и средства государственного опознавания» (ОАО «НТЦ «ССГО»).

Выбор этих трех основных в области разработки и производства продукции военного назначения концернов не случаен. Находящееся в их ведении сформированное ОАО «НТЦ «ССГО» является системной научно-исследовательской организацией, решающей вопросы координации деятельности предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации в области государственного опознавания, формирования и реализации единой эффективной научно-технической и инновационной политики при проведении исследований и разработок в этой области, обеспечения производства наукоемкой и конкурентоспособной на отечественном и мировом рынках данной продукции.

Учитывая, что предприятия и организации холдинговых структур – ОАО «Концерн «Радиоэлектронные технологии», ОАО «Концерн «Авиаприборостроение» и ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» обладают значительным научно-техническим заделом и опытом работ по данной тематике, целесообразно сосредоточить усилия по решению задач развития системы государственного опознавания на сформированную ими в этих целях организацию – ОАО «НТЦ «ССГО».

Это позволит обеспечить системную координацию разработок в области государственного опознавания, повысить их военно-экономическую эффективность, обеспечить практические результаты решения проблем опознавания, а также консолидировать научный потенциал организаций и предприятий оборонно-промышленного комплекса в данном направлении.

Кроме того, на ОАО «НТЦ «ССГО» целесообразно также возложить функции подготовки проектов нормативно-правовых документов руководству Российской Федерации (при согласовании соответствующих проектов с Минобороны и другими министерствами и ведомствами России) прежде всего по:

– разработке нормативно-правовых документов, определяющих задачи и положения межведомственной государственной структуры по координации вопросов применения систем и средств государственного опознавания, сферу ее компетенции в принятии решений;

– разработке дополнений к Соглашению об обеспечении средствами радиолокационного опознавания воздушных, надводных и наземных объектов государств – участников СНГ;

– созданию совместных нормативно-правовых документов Минтранса, Минпромторга и Минобороны России, определяющих порядок применения ССГО на позициях двойного назначения;

– формированию тактико-технических заданий для разрабатываемых нетрадиционных средств обнаружения, на сопряжение с ними существующих средств опознавания, рабочей конструкторской документации;

– разработке ГОСТов, регламентирующих выполнение требований при разработке и производстве средств опознавания, а также устанавливающих термины и определения.

Безусловно, что головным государственным заказчиком систем и средств опознавания (ССГО) является Минобороны России. В рамках КЦП «Опознавание-2020» осуществляются планирование НИОКР, выдача технических заданий на разработку ССГО для ВВТ наземного, воздушного и морского базирования, а также проведение конкурсов на выполнение работ и заключение контрактов.

Другими государственными заказчиками и потенциальными потребителями ССГО являются Минпромторг, Минтранс, ФСБ, МВД, МЧС, а в части инозаказчиков – государства – участники СНГ и ОДКБ (подписавшие в 1992 г. в Минске соответствующее соглашение).

Необходимость решения проблемных вопросов в области государственного опознавания требует создания межведомственной государственной структуры по координации деятельности Вооруженных Сил, министерств и ведомств Российской Федерации по вопросам применения систем и средств государственного опознавания. Поэтому целесообразно введение специальных структурных подразделений в Министерстве обороны и в Совете безопасности Российской Федерации.

В дальнейшем целесообразно сформировать Центральную межведомственную комиссию по государственному опознаванию, на которую возложить функции по координации деятельности Минобороны, других министерств и ведомств Российской Федерации в вопросах разработки, производства, внедрения, эксплуатации и ремонта средств государственного опознавания, включая вопросы финансирования, а также для координации данных вопросов в масштабах государств – участников СНГ. Ее основой может послужить «НТЦ «ССГО».

Несомненно, для создания таких органов управления необходим соответствующий указ президента Российской Федерации с дальнейшей разработкой правовых документов, определяющих задачи и положения таких органов, сферу их компетенции в принятии решений.

Планируемое внедрение в средства системы опознавания новой засекречивающей аппаратуры опознавания также обуславливает необходимость разработки дополнительных межгосударственных соглашений.

В рамках ФСР и КВП Российской Федерации на позиции двойного назначения возлагается новая задача по опознаванию и идентификации воздушных объектов. Для боевого применения на этих позициях средств системы государственного опознавания появляется необходимость обеспечения режимных требований и безопасности их применения, а также обеспечения ключевой информацией и таблицами смены кодов позиций двойного назначения, то есть необходимо принятие совместного решения между Минтрансом и Минобороны России.

В настоящее время разрабатывается ряд перспективных средств обнаружения, для которых существующие способы сопряжения и боевого применения средств опознавания не обеспечат выполнение задач по опознаванию объектов. Так, сопряжение с загоризонтными РЛС и ЗРС дальнего действия существующих средств государственного опознавания не позволит обеспечить требуемую дальность опознавания, так как возникает проблема с обеспечением синхронного обзора пространства радиолокационного запросчика и РЛС. В средствах обнаружения авиационных комплексов истребительной авиации и подразделений РЭБ не измеряется дальность до воздушного объекта, что не позволяет обеспечить качественное отождествление информации опознавания и обнаружения.

Для этих средств обнаружения необходимо формирование тактико-технических заданий по разработке как аппаратуры сопряжения, так и самих способов сопряжения, а также по созданию рабочей конструкторской документации. Кроме того, после разработки аппаратуры сопряжения и определения способов боевого применения средств опознавания необходима разработка соответствующих инструкций.

В целом, по предварительным оценкам, принятые меры по консолидации предприятий ОПК в области государственного опознавания позволят (рис. 7):

– повысить эффективность работы предприятий по разработке систем и средств государственного опознавания в 3–5 раз;

– осуществить концентрацию сил и средств на главных направлениях;

– сократить цикл разработки новых образцов техники в 2–3 раза (до 2–4 лет);

– осуществить снижение циклов освоения производства перспективных разработок до 1,5 года;

– уменьшить затраты на разработку, испытания, серийное производство, модернизацию и ремонт средств государственного опознавания;

– повысить качество выпускаемой продукции и показатели ее конкурентоспособности.

Одним из условий развития систем и средств государственного опознавания является также заключение соглашений о совместной деятельности и внутренней кооперации предприятий ОПК, а также с представительствами федеральных органов исполнительной власти.

В конечном итоге реализация комплекса взаимоувязанных мероприятий позволит восстановить научно-технический и производственно-технологический потенциал предприятий ОПК разработчиков и производителей систем и средств государственного опознавания и вывести эту продукцию на современный мировой уровень, что обеспечит решение задач по созданию высокоэффективной и конкурентоспособной системы государственного опознавания.

Существующая и перспективная структура групп предприятий в данной области представлена на рис. 6.

Проведение реконструкции и технического перевооружения ключевых производств техники и оптимизация структуры отрасли должны обеспечить существенное улучшение экономического положения предприятий и повысить рентабельность выпускаемой продукции. Все это позволит улучшить конкурентную среду отечественной ССГО как на внутреннем, так и на внешнем рынке и в результате обеспечить обороноспособность и безопасность Российской Федерации и ее союзников.

Анатолий КУЛИКОВ

Опубликовано 25 декабря в выпуске № 6 от 2010 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?