Концепции

Рост воздушной и космической мощи

Отражение изменения характера вооруженной борьбы в концептуальных документах США и НАТО
Анализ взглядов военно-политического руководства основных иностранных государств на ведение войн, а также хода вооруженных конфликтов последних лет убедительно показывает возрастание роли СВКН в вооруженной борьбе. Этот вывод подтверждается рядом положений концептуальных документов последнего десятилетия, определяющих перспективы строительства их вооруженных сил. В наибольшей степени это нашло отражение в руководящих документах ВВС США - в доктринах "Стратегия национальной обороны", "Национальная военная стратегия", а также в концепции "Крупномасштабные военные операции".

Уже в середине 1990-х гг. военно-политическое руководство США, исходя из перспектив дальнейшего развития международной обстановки, положений стратегии национальной безопасности и национальной военной стратегии, а также идей, выдвинутых в концептуальном документе КНШ ВС США "Единая перспектива-2010", выработали долгосрочную концепцию развития ВВС. Результаты исследований были отражены в докладе "Глобальное воздействие: перспективы ВВС в XXI веке", опубликованном в конце 1996 г.

В документе была изложена концепция строительства и боевого применения этого вида вооруженных сил на период до 2025 г. В нем, в частности, указывалось, что роль воздушной и космической мощи будет возрастать, а её использование в вооруженных конфликтах позволит США добиваться своих целей с наименьшими потерями. При этом для повышения воздушной и космической мощи предусматривалось дальнейшее совершенствование существующих средств воздушно-космического нападения, а также разработка и принятие на вооружение новых средств вооруженной борьбы, в том числе - гиперзвуковых летательных аппаратов.

По мнению американского военно-политического руководства, вооруженные силы в перспективе должны быть способны нанести сокрушительное поражение любому противнику.

Концепция "Глобального воздействия" предусматривала трансформацию американских военно-воздушных сил в воздушно-космические, а в отдаленном будущем - в космическо-воздушные силы. При этом предоставляемые космическими средствами возможности рассматривались как неотъемлемая часть ВС, необходимая для достижения успеха любых военных операций США.

По мнению американского командования, военно-воздушные силы США в XXI веке должны не только эффективно использовать свои космические системы, но и не допускать, чтобы другие страны использовали подобные системы против США. С учетом этого предлагалось увеличить участие ВВС в космических программах.

В этом документе было названо шесть "основных компетенций" ВВС, отражающих принципы их боевого применения: господство в воздухе и космосе, глобальная досягаемость и мобильность, высокая точность поражения, информационное превосходство, гибкое боевое обеспечение. Успешное претворение указанных принципов в жизнь предполагалось осуществить через непрерывное совершенствование средств воздушно-космического нападения и повышение их боевых возможностей по решению различных задач в самых сложных условиях обстановки.

С целью реализации концепции "Глобального воздействия" в 1997 г. был разработан долгосрочный план ВВС, наметивший основные направления развития этого вида вооруженных сил в период до 2025 г., а также сформирована новая редакция документа "Основная доктрина ВВС США", определившая характер их боевого применения в этот период.

В новой редакции "Основной доктрины ВВС США" подчеркивалось, что авиация уже давно способна самостоятельно решать стратегические задачи, а в современных условиях воздушно-космическая мощь является доминирующим и решающим элементом боевой мощи вооруженных сил. Силы из состава ВВС будут применяться за пределами США в виде экспедиционных формирований, что позволит повысить эффективность их боевого управления.

Возрастание роли СВН в будущих воздушных операциях подтверждалось и анализом задач нанесения стратегических ударов. Такие удары предполагали поражение тех объектов противника, от которых в значительной степени зависит боеспособность всех его сил и экономическая мощь государства. Нанесение ударов должно было быть направлено на то, чтобы сковать силы противостоящей стороны, оставив их без управления и снабжения, либо на достижение эффекта, позволяющего деморализовать руководство противника и его вооруженные силы.

В новой редакции доктрины были учтены положения документа КНШ ВС США "Единая перспектива-2010" и выдвинуты четыре основополагающие оперативно-стратегические концепции: господствующий маневр, высокоточное сражение (бой), целенаправленное тыловое обеспечение и всеобъемлющая защита. При наличии информационного превосходства, реализация этих концепций, по взглядам военного руководства США, позволяла использовать все силы как единое целое и добиться превосходства над противником.

Положениями новой доктрины военно-воздушные силы США руководствовались в ходе операций против Ирака (1998 г.) и агрессии НАТО против Югославии (1999 г.). С учетом положений этого документа и накопленного практического опыта ведения военных действий была обновлена вся система уставов и наставлений американских ВВС.

В 2000 г. в развитие концепции "Глобального воздействия" была выпущен документ по вопросам воздушно-космической интеграции под названием "Воздушно-космические силы: защита США в XXI веке". В нем подтверждалось, что ВВС США предполагается трансформировать в воздушно-космические силы. В соответствии с этим документом для воздушно-космических сил воздушно-космическая среда становилась единой сферой, используемой для боевых полетов. Предусматривалось, что воздушно-космические силы, в которые превратятся ВВС США в XXI веке, будут способны поражать любой важный с военной точки зрения объект, даже если он находится под водой или под землей.

Вся перспектива развития вооруженных сил США была сконцентрирована в основополагающих документах, принятых после войны в Ираке в 2003 г. и, прежде всего, в национальной военной стратегии Соединенных Штатов Америки (2004 г.) - "Стратегия на сегодня: взгляд в будущее". При этом особое место в развитии форм применения войск и сил США отводилось ВВС и их космическому командованию (КК ВВС США).

План строительства и развития космического командования ВВС США (рис. 1-4) был подготовлен штабом космического командования ВВС США и в октябре 2003 г. утвержден его командующим генералом Л. Лордом. В документе были отражены основные направления реформирования командования в боевое космическое командование, раскрыты этапы трансформации космических сил с целью обеспечения доминирующей роли вооруженных сил США в космосе и воздухе, на земле и на море на период до 2030 г.

Структурно документ включает стратегию достижения поставленных целей, основные планы по обеспечению, модернизации и повышению возможностей космических сил, план КК ВВС США по реализации своих намерений, результаты оценки всего цикла планирования при неизбежных финансовых ограничениях, специфические области применения космоса, направления реализации плана развития и некоторые проблемные вопросы, с которыми КК ВВС США может столкнуться в ходе его осуществления.

Для облегчения понимания роли и значения систем КК ВВС США объединило предоставляемые ими возможности в четыре области применения и одну область обеспечения:

повышение эффективности космических сил (возможности, повышающие эффективность проведения военных операций на суше, на море, в воздухе и космосе);

противокосмические операции (возможности, позволяющие завоевать и удержать превосходство в космическом пространстве, предоставляющие ВС США право использовать космос в своих интересах и лишающие этого права противника);

применение космических сил (возможности, используемые для выполнения задач с применением систем оружия из (через) космоса, в результате чего наземные цели постоянно находятся под угрозой уничтожения);

космическое обеспечение (возможности по запуску, в случае необходимости, полезной нагрузки и по контролю функционирования ИСЗ);

обеспечение операций (функциональная область, которая распространяется на все задачи и обеспечивает требуемую инфраструктуру).

Основные выводы для определения направлений развития космических средств и Космического командования ВВС США были определены, исходя из существующих угроз в области космоса. Суть этих выводов сводилась к следующему.

В целях обеспечения гибкого внедрения Вашингтоном инновационных стратегий противодействия планам противника, которые предусматривают воспрещение доступа к закрытым районам, должна быть обеспечена гарантированная возможность нанесения высокоточных ударов в глобальном масштабе как ядерными, так и обычными средствами поражения, что позволяет США быстро и точно уничтожать важные защищенные цели на больших дальностях.

В целях обеспечения президенту, министру обороны США и командующим гибких вариантов сдерживания или нейтрализации подавляющего большинства угроз в условиях динамично изменяющейся обстановки должна быть обеспечена способность нанесения глобальных высокоточных ударов с использованием возможностей космоса.

Преимущества, которые США получают от использования космических средств, настолько очевидны, что ставят страну в зависимость от них. Указанная зависимость делает США уязвимыми. Однако этим не должны воспользоваться противники в целях оказания влияния на возможности США.

ВС США должны быть готовы защитить свободный доступ в космос и обеспечить возможность проведения в космическом пространстве военных операций.

Особую заботу космического командования ВВС США составляет профессионализм кадров, их возможности и эффективность их использования. Предполагается, что личный состав космического командования будет своевременно и эффективно использовать уникальные возможности в целях достижения победы над противником. С этой целью в ближайшей перспективе КК ВВС США предполагает продолжить подготовку высококвалифицированных кадров в области космоса, компетентных в вопросах использования возможностей космических средств при проведении наземных, морских и воздушных операций.

При разработке этого плана космическое командование ВВС США провело всесторонний анализ с целью определения оптимального состава собственных сил и средств, которые обеспечивали наибольшую эффективность его функционирования с учетом предполагаемых общих бюджетных ассигнований. В конечном итоге группа анализа интегрированного инвестирования сосредоточилась на трех вариантах: первый - отражающий цели командования; второй - модернизацию КК ВВС в рамках общих бюджетных ассигнований; и третий - рекомендации по реалистичному, гибкому и экономичному планированию. Для каждого варианта было выработано несколько наиболее приемлемых решений, отклонены неприемлемые, после чего сделан выбор лучшего решения для трех последних вариантов. Третий вариант был принят за основной.

Развитие КК ВВС США в функциональной области "противокосмические операции" представлено на рис. 3 . Из рисунка видно, что, даже признавая свое полное превосходство в космосе, США сосредотачивали основное внимание на развитии средств и систем оборонительных противокосмических операций и соответствующей инфраструктуры, чтобы сохранить его и в будущем.

Направлениями сосредоточения основных усилий при реализации плана развития КК ВВС США в функциональной области "противокосмические операции" были определены:

- формирование, подготовка и обучение высококвалифицированного персонала, а также его целенаправленное использование;

- модернизация сил МБР;

- развертывание запланированных средств обнаружения и предупреждения об угрозах, защищенных линий связи, систем навигации и заблаговременное оповещение войск об обстановке в ходе боевых действий;

- обеспечение возможности проведения противокосмических операций за счет приобретения новых систем ККП и оборонительных средств, а также расширение возможностей космических полигонов;

- интеграция и совершенствование способности беспрепятственного управления космическими силами в любом регионе (на любом театре войны), проведение работ в следующих областях: наступательные противокосмические операции, немедленное нанесение глобальных ударов неядерными средствами, ведение разведки, наблюдения и слежения для получения данных, достаточных для выдачи целеуказания;

- разработка технологий для повышения уровня стандартизации конструкций космических аппаратов и порядка проведения космических операций, интенсификация процесса "спиральной" разработки, а также внедрение технологий, обеспечивающих революционные возможности в области управления и связи, двигательных систем, ядерных и обычных средств поражения, планирования и проведения операций.

Приоритетным направлением является повышение эффективности космических сил в интересах ВС США с целью максимального обеспечения войск на поле боя. Особую важность для проведения космических операций представляют возможности космических сил по управлению и связи, а также плановому выводу на орбиты космических аппаратов. И, наконец, особое значение, наряду с началом работ в области наступательных противокосмических операций и экстренного вывода КА на орбиту, придается возможностям по ядерному сдерживанию, оборонительным противокосмическим операциям и контролю космического пространства.

Все это явится первым шагом к развертыванию ударных космических систем в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Недавние войны в Югославии, Афганистане и Ираке наглядно продемонстрировали асимметричное преимущество, предоставляемое космическими средствами на поле боя, независимо от того, ведутся ли боевые действия в пустыне, в горных районах или в крупных городах. Космические средства предоставляли вооруженным силам США возможность применять ударные системы с высокой точностью и при минимальных сопутствующих разрушениях, сводя к минимуму необходимость применения ядерного оружия.

Тем не менее, как показывает анализ этого документа, американское руководство не рассчитывает в будущем на то, что имеющиеся сейчас силы и средства гарантируют безопасность США и в будущем. Новые вызовы, а также растущая опасность ограничения доступа Соединенных Штатов в космос, как полагают их военные специалисты, должны получить адекватный ответ. И все это уже сегодня закреплено в соответствующих руководящих документах по строительству и развитию вооруженных сил США.

Такими документами являются: Стратегия национальной безопасности США; Национальная стратегия внутренней безопасности США (разрабатывается после 11 сентября 2001 г.); Национальная стратегия по борьбе с терроризмом; Национальная стратегия по борьбе с распространением ОМП; Национальная стратегия безопасности кибернетического пространства; Стратегия национальной обороны Соединенных Штатов Америки -2004: "Стратегия на сегодня; взгляд в будущее"; Национальная военная стратегия США; Единая доктрина ВС США; Доктрина применения ВС США в составе многонациональных сил; Доктрина ВВС. Направленность этих документов и их взаимосвязь представлены на рис. 5.

Стратегия национальной безопасности США направлена на обеспечение суверенитета и независимости США, нерушимости ее основных ценностей и институтов, обеспечение благоприятного внешнеполитического положения, создание военного потенциала, способного предотвратить, а в случае необходимости отразить нападение противника.

Национальная стратегия внутренней безопасности США (разрабатывается после 11 сентября 2001 г.) определяет систему требований по предотвращению террористических актов внутри США, защите населения, снижению уязвимости США от терроризма, быстрым ответным действиям, позволяющим минимизировать ущерб и восстановить то, что подверглось атаке

Эти документы являются главенствующими по отношению ко всем другим национальным концепциям, программам, планам и утверждаются Президентом США.

Национальная стратегия по борьбе с терроризмом практически представляет собой план борьбы США с международным терроризмом.

Национальная стратегия по борьбе с распространением ОМП разрабатывается в целях координации усилий по предотвращению доступа террористических организаций и государств, их поддерживающих, к материалам, технологиям и опыту создания ОМП и средств его доставки.

Национальная стратегия безопасности кибернетического пространства определяет мероприятия по защите информационных систем от несанкционированного доступа.

Стратегия национальной обороны Соединенных Штатов Америки устанавливает приоритеты для ВС, отражает взгляды военного руководства США на строительство, применение и роль ВС на ближайшую и среднесрочную перспективу.

Национальная военная стратегия США определяет формы и способы деятельности ВС, направленные на защиту США, предупреждение конфликтов и внезапных нападений и достижение превосходства над противником.

Единая доктрина ВС США представляется Конгрессу США в виде доклада Председателя КНШ ВС США и является рекомендацией президенту страны и министру обороны по определению направлений стратегического развития ВС.

Чтобы продолжать обеспечивать интересы вооруженных сил США и их союзников на требуемом уровне, военно-политическое руководство США предполагают дальнейшую модернизацию космических сил и повышение их возможностей. Прогнозируя и отвечая на возможные будущие вызовы, командование ВВС США уже сегодня разрабатывает более гибкие оперативные планы применения авиационных и космических сил и средств.

Подчеркивая реальность таких планов в новой "Базовой доктрине ВВС США" 2004 г. (рис. 6), отмечается, что ВВС США практически уже стали воздушно-космическими силами, а сами они (ВВС США) "дают стране уникальную возможность проецировать силу в любую точку мира в кратчайшие сроки" (Базовая доктрина ВВС США, ГШ ВС РФ, ГУ, перевод 2005 г., стр. 4).

В течение последних лет при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области новых видов авиационно-космической техники главные усилия западных государств сосредоточены на разработке ключевых технологий создания воздушно-космических и гиперзвуковых самолетов, а также беспилотных гиперзвуковых летательных аппаратов (ГЗЛА), включая крылатые ракеты. Применение таких средств объединило в единое целое воздушное пространство и космос.

Сергей Аркадьевич Волков
кандидат военных наук, старший научный сотрудник, профессор АВН Российской Федерации, полковник

Опубликовано 28 января в выпуске № 1 от 2008 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?