2 ноября, 2012
В ИСТРЕБИТЕЛЬНОМ АВИАЦИОННОМ ПОЛКУ
Владимир ЗЕРЕНКОВ
Зеренков Владимир Иванович (род. в 1936 г.), подполковник в отставке, заместитель командира истребительного авиационного полка Московского округа ПВО. Окончил Военно-морское авиационное училище летчиков. С 1961 по 1974 г. служба в Московском округе ПВО в должностях: летника, старшего летчика, командира авиационного звена, авиационной эскадрильи, заместителя командира 611-го иап, старшего офицера Управления авиации округа. Награжден орденом Красной Звезды и многими медалями Союза ССР.
В канун 50-летия Московского округа ПВО я перебираю в памяти события тех далеких дней, когда моя летная судьба органично вплеталась в историю развития авиации округа. Шел активный процесс освоения новых образцов авиационной техники.
Приоритет получения новых истребителей-перехватчиков диктовался важностью охраны воздушных рубежей Центрального промышленного района страны и ее столицы города Москвы.
611-й истребительный авиационный полк, в котором мне довелось служить, ровесник округа. Знамя полку было вручено трижды Героем Советского Союза полковником А.И. Покрышкиным в 1954 г. И в вопросах приоритетного освоения новой авиационной техники полк не был исключением.
В его послужном списке освоенной авиационной техники значатся истребители МиГ–17п, Як–25м, Су–15, Су–27п, Су–27бп, МиГ–31в.
Личный состав полка одним из первых переучивался на самолет Як–25м. Это был двухместный, двухдвигательный, дальний (2560 км), всепогодный, маловысотный истребитель-перехватчик с дальностью обнаружения цели до 40 км. Переучивание началось после проведения войсковых летных испытаний на Дальнем Востоке.
Немного истории. Путевку в жизнь самолет Як–25м получил в дивизии ПВО в Комсомольске-на-Амуре, на аэродроме Хурба. Здесь под руководством командира дивизии Героя Советского Союза А.У. Константинова, впоследствии командующего войсками Московского округа ПВО, маршала авиации, была сформирована группа летчиков для выполнения этого сложного и ответственного государственного задания. Летные испытания проходили успешно, но не обошлось и без летного происшествия.
Известно, летная работа иногда сопровождается непредвиденными осложнениями и такими обстоятельствами, где секунды даны на принятие грамотных решений, где хладнокровие и мужество делают человека победителем. Так произошло и во время летно-тактического учения.
При проходе над стартом пары Як–25м, у ведомого самолета оторвался узел крепления руля высоты и самолет начал пикировать на скопление большого количества людей и авиационной техники в районе дежурного звена. Летчики лейтенант Б. С. Михайлов и лейтенант М.В. Лапицкий сделали все, чтобы исключить трагедию. Со стороны было видно, как они «вытаскивали» самолет из пикирования, как выравнивалась траектория полета самолета. Як–25 просвистел буквально над головами людей, упал на землю в 200 метрах за дежурным звеном и взорвался. Это была катастрофа из числа тех, которая надолго выводит свидетелей из душевного равновесия.
Летчики ценой своей жизни предотвратили значительно большую трагедию. Впоследствии специалистам удалось найти причину отказа материальной части и предупредить их возникновение на других самолетах. Незамедлительно были сделаны заводские доработки. Истребитель-перехватчик был принят на вооружение авиации ПВО страны, и самолет пошел в войска.
Для переучивания в 611-м иап была сформирована дополнительно 4-я авиаэскадрилья. Освоение самолета шло поэтапно, вначале летчики производили полеты с задней кабины, затем пересаживались в переднюю. Так постепенно, набираясь опыта, совершенствовалось летное мастерство и летчики получали или подтверждали классную квалификацию. Одними из первых переучивались и стали мастерами летного дела подполковник И.П. Иванов, майоры Г.И. Тимашев, И.А. Белоусов, В.П. Воробьев, Н.И. Базанов, капитаны И.С. Степанов, B.C. Круглов, Переучился на Як–25м в этой группе и я, в то время капитан, командир авиационного звена.
Как подтверждение успешного освоения нового типа самолета Як–25м, личному составу 611-го иап поручалось на протяжении 1955–1958 гг. в дни государственных праздников принимать участие в воздушных парадах над Красной площадью в Москве.
Ветераны полка помнят беспокойное время 50–60 годов прошлого века, когда мир стоял на грани войны, когда по вине стран НАТО была развернута «холодная война». В то время отмечались многочисленные полеты воздушных разведчиков вдоль границ СССР, а нередко они ее нарушали.
Такая обстановка на границе требовала постоянной бдительности, высочайшей боевой готовности. Необходимо было дежурные силы и средства держать всегда начеку.
Поэтому аэродромы гудели днем и ночью – шла напряженная летная учеба, полеты проходили в любую погоду. Нужны были подготовленные во всех отношениях воздушные бойцы, готовые до конца выполнить приказ командования по пресечению нарушений воздушного противника. В этом направлении работали все: командиры, политработники, партийные и комсомольские активисты. Дело спорилось.
И вновь приходят на память слова маршала авиации А.У. Константинова, сказанные им при подведении итогов работы округа за год: «Научить летать можно многих, но настоящих воздушных бойцов воспитать труднее. Многое зависит от того, кто учит и как учит».
С воспитателями мне повезло. В числе умелых опытных и грамотных методистов, в совершенстве владеющих организаторскими качествами, обладающих навыками воспитания, умеющих своим обликом, словом и делом положительно воздействовать на человека, я бы назвал в первую очередь бывших однополчан Н.В. Гришина, В.П. Медведева, В.В. Долгова, Д.Т. Ткаченко, Н.А. Панфиленко, Л.В. Рогонова, А.А. Кириченко, Н.И. Егорова и многих других.
В этом полку у меня появилась уверенность в правильном выборе профессии. И это я доказывал неоднократно при исполнении служебных обязанностей в