Стратегия

Главная задача войны

Для завоевания господства (превосходства) в воздухе должны привлекаться группировки различных родов войск видов вооруженных сил
Вниманию читателей «ВКО» предлагается раскрытие сути процесса завоевания господства в воздухе в современных условиях, формулирование самого понятие «господство в воздухе», наиболее отвечающее реалиям дня, а также предлагаются показатели измерения превосходства в воздухе.

Термин «господство в воздухе» возник на заре развития авиации. Так, уже в вышедшем в 1919 г. в советской России первом в мире «Наставлении по применению авиации на войне» в эпиграфе пророчески было отмечено: «В современной войне будет иметь перевес тот, кто господствует в воздухе». Основной задачей авиации было нанесение бомбовых ударов по наземным объектам и по боевым порядкам Сухопутных войск. Тогда завоевание господства в воздухе заключалось в основном в создании численного и качественного преимущества истребительной и бомбардировочной авиации. Практически этот вопрос решался путем уничтожения истребителей и самолетов других типов на земле и в воздухе. Воздействие по аэродромам, как по отдельным объектам, не приносило особого успеха, так как авиация базировались в основном на грунтовых аэродромах, создание и ремонт которых не требовали больших временных и материальных затрат.

Вот какое значение вкладывал в понятие «господство в воздухе» в 1921 г. итальянский генерал Джулио Дуэ в книге «Господство в воздухе».

«Завоевать господство в воздухе – это значит достигнуть возможности предпринимать против неприятеля наступательные действия; это значит быть в состоянии отрезать неприятельскую сухопутную армию и морской флот от их баз, лишая их возможности не только сражаться, но и жить; это значит защитить верным и безусловным способом свою территорию и свои моря от подобных нападений; сохранять в боеспособном состоянии свою армию и свой флот, позволить своей стране жить и работать в полнейшем спокойствии; одним словом, это значит победить».

И далее этот видный военный теоретик пишет: «Для завоевания господства в воздухе, т. е. для достижения возможности воспрепятствовать неприятелю летать, необходимо лишить неприятеля всех воздушных средств, а это может быть достигнуто лишь уничтожением этих средств либо в воздухе, либо в их базах, либо на заводах, где они изготовляются – одним словом повсюду, где возможно их пребывание или производство».

Разработанный в 2003-2005 гг. военный энциклопедический словарь (ВЭС) понятие «господство в воздухе» трактует следующим образом: «Господство в воздухе, решающее превосходство авиации одной из воюющих сторон в воздушном пространстве на ТВД или на стратегическом (операционном) направлении (в районе), позволяющее сухопутным войскам, силам ВМФ, ВВС и тылу страны (коалиции стран) выполнять свои задачи без существенного противодействия со стороны авиации и ПВО противника. Господство в воздухе может быть завоевано на одном или одновременно нескольких ТВД на длительное время – стратегическое господство, на отдельном стратегическом или операционном направлении на период ведения операции – оперативное господство. Кратковременное овладение инициативой в воздухе авиационными подразделениями, частями или отдельными соединениями в ограниченном районе принято называть тактическим господством в воздухе».

По мере развития авиации и систем ее обеспечения, увеличения объема и перечня, возлагаемых на авиацию задач, а также появления других средств борьбы со средствами воздушного нападения фактическое содержание термина «господство в воздухе» стало претерпевать существенные изменения.

В чем заключались эти изменения?

Во-первых, произошло довольно четкое разделение предназначения авиационных средств. Они разделились на ударные, предназначенные для нанесения бомбовых и ракетных ударов по стационарным и подвижным наземным и морским целям, истребительные, предназначенные главным образом для уничтожения воздушных целей, и самолеты обеспечения (радиолокационного дозора и наведения, разведки, постановщики помех, топливозаправщики и др.). Во-вторых, для обеспечения боевых действий авиации появились и постоянно совершенствуются наземные и воздушные информационные и управляющие системы. В-третьих, для базирования авиации в большинстве стран мира создана система капитальных бетонированных аэродромов. В-четвертых, наряду с совершенствованием наземных и корабельных зенитных стрелковых установок, появился новый род войск ПВО – зенитные ракетные войска, а также наземные средства РЭБ. В-пятых, появился целый ряд новых ударных и обеспечивающих летательных аппаратов: маловысотные (СКР, ТКР), беспилотные, аэростатические.


В вооруженных конфликтах в Ираке, Югославии и Афганистане у нападающей стороны не было проблемы завоевания превосходства в воздухе. Ее авиация успешно выполняла поставленные задачи без ощутимого противодействия.
Фото: US AIR FORCE

Все эти элементы в той или иной степени являются участниками борьбы в воздушном пространстве, а, соответственно, и звеньями цепи по завоеванию господства в воздухе.

В соответствии с изменением количественного и качественного состава авиационных средств изменялись структура их построения и способы боевого применения. Сформировались полки и дивизии ВВС, включающие истребители, истребители-бомбардировщики, штурмовики, вертолеты, транспортные и специальные самолеты, тактические и стратегические бомбардировщики.

Учитывая, какую опасность потенциалу страны и вооруженным силам может нанести авиация вероятного противника, наиболее развитые страны создали мощные оборонительные группировки противодействия – системы ПВО, включающие истребительно-авиационные, зенитные ракетные, радиотехнические части и подразделения, а также их системы управления.

Завоевать господство в воздухе над территорией противника стало сложной задачей. Однако для преодоления систем ПВО стали применяться КР, средства ВТО, мероприятия по снижению ЭПР, бортовые комплексы постановки помех. Существенно изменилось и отношение к формированию построения удара СВН. Теперь в состав удара включаются группы самолетов различного тактического назначения, беспилотные средства, КР. Удар тщательно готовится, в полной мере задействуются средства разведки, вплоть до космической, на всех этапах подготовки и нанесения удара осуществляется управление самолетами с наземных и воздушных пунктов. Так как постоянно идет процесс совершенствования наступательных и оборонительных средств и систем, опирающихся на мощные разведывательные и управленческие комплексы, то учет этих факторов в борьбе за господство в воздухе обязателен.

Рассмотрим на опыте войн, где и когда успешно решалась задача завоевания господства в воздухе.

В Великую Отечественную войну стратегическое господство в воздухе на советско-германском фронте сохранялось за немецкой авиацией до июля 1943 г. Основная часть потерь авиации Германии (57%) приходилась на воздушные бои и сражения. Но большой вклад в решение задачи завоевания господства в воздухе вносили и удары по аэродромам противника. При этом на один уничтоженный в воздухе немецкий самолет приходилось 25-30 самолетовылетов ИА ВВС, на один уничтоженный самолет на аэродромах приходилось 5-6 самолетовылетов бомбардировочной и штурмовой авиации, т. е. в 5-6 раз меньше.

Война в Корее не дала воздушного преимущества ни одной из сторон, поскольку там противостояли равные противники – СССР вместе с Китаем против США, которые имели примерно одинаковые по численности авиационные группировки и близкие по характеристикам боевые самолеты МиГ-15 и F-86.

США, воюя во Вьетнаме, имея подавляющее преимущество в авиации, не добились господства в воздухе и перелома в войне в том числе и из-за сильной ПВО на базе ЗРК советского производства.

В 1967 г. израильская авиация смогла решить проблему завоевания господства в воздухе с самого начала агрессии, когда в первый же день внезапным первым и двумя последующими массированными ударами по аэродромам Египта, Иордании и Сирии уничтожила до 60% их авиации. Однако в 1973 г. израильским ВВС уже не удалось справиться с подобной задачей, одержать верх над сирийскими ВВС и ПВО.

В вооруженных конфликтах в Ираке, Югославии и Афганистане у нападающей стороны не было проблемы завоевания превосходства в воздухе. Ее авиация успешно выполняла поставленные задачи без ощутимого противодействия. Основным средством ударов стали крылатые ракеты воздушного и морского базирования. Высокую эффективность показали самолеты с малой заметностью и вооруженные высокоточными средствами поражения малоразмерных целей. Важное значение имело использование разведывательных спутников для получения точных данных о целях, результатах ударов, а также спутников связи и навигации, обеспечивающих устойчивую радиосвязь и навигацию самолетов. Сегодня, судя по результатам военных конфликтов с участием США и общей направленности развития средств вооруженной борьбы в воздухе в передовых странах, теория Дуэ не потеряла актуальности.

Как видно из приведенного экскурса в историю конфликтов, успех в борьбе за завоевание господства в воздухе предопределял в основном и успех военной компании. Отметим при этом два важных обстоятельства. Первое – конфликты последних лет происходили между странами с неравными по силам и возможностям организовать эффективный отпор агрессору. Второе – даже заведомо зная слабость будущего противника, США создавали мощную ударную авиационную группировку, многократно превосходящую группировку войск обороняемой стороны. Вполне очевидно, что с количественным и качественным ростом средств воздушного нападения стран НАТО, развитости систем разведки, связи и управления, совершенствования системы ПВО возрастают сложность, размах и масштабы борьбы за господство в воздухе, увеличивается количество сил и средств для решения этих задач, расширяется арсенал форм и способов ведения боевых действий, растет решительность действий.

В войнах ХХ века (в период 1940-1991 гг., т. е. в течение более 50 лет) борьба за господство в воздухе начиналась с мощных ударов авиации противника по аэродромам противостоящей стороны. И в современных условиях задача борьбы за завоевание господства в воздухе, являясь частью содержания воздушной операции, будет включать в себя две составляющие. Первую – это уничтожение наземных объектов гражданской и военной инфраструктур средств воздушного нападения (СВН) и самих СВН в местах их базирования. Вторую – это уничтожение СВН в воздухе. Первая задача решается ударными средствами – ударными самолетами, крылатыми ракетами, баллистическими ракетами. Вторая задача решается истребителями, зенитными ракетными комплексами и зенитной артиллерией с привлечением средств РЭБ. Для противодействия решению первой задачи развитые страны создают эффективную, глубокоэшелонированную систему ПВО, организуют непосредственную оборону аэродромов, маскировку, строят бетонированные укрытия, предусматривают меры по рассредоточению самолетов, используют средства РЭБ. Для решения второй задачи постоянно совершенствуется парк истребителей и их бортовое вооружение, развиваются воздушные и наземные системы управления, связи, отрабатываются новые способы боевых действий, тактические приемы, различные схемы применения групп самолетов различного тактического назначения, беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Решение обоих задач обеспечивается глобальной системой разведки (включая космическую) и управления.

Как видно, решение проблемы завоевания господства (превосходства) в воздухе задача весьма сложная, многогранная и для ее решения должны привлекаться группировки различных родов войск видов Вооруженных Сил.

В связи с изложенными обстоятельствами, предлагается следующая формулировка термина «господство в воздухе»:

«Господство в воздухе» – это такое состояние, складывающееся в ходе ведения боевых действий между противоборствующими сторонами вооруженного конфликта, когда средства воздушного нападения одной из них имеют решающее превосходство и могут эффективно решать свои задачи с допустимыми потерями, в то время как средства воздушного нападения другой стороны не могут эффективно решать возлагаемые на них задачи из-за предварительного подавления и уничтожения их на земле и недопустимо высоких потерь в воздухе от средств ПВО противника.

Достоинствами предложенного определения, на наш взгляд, являются то, что оно:

1. Отражает суть процесса борьбы за господство (превосходство) в воздухе и называет факторы (причины) неуспеха уступающей стороны.

2. Учитывает роль различных родов войск при решении задачи по завоеванию господства в воздухе.

3. Указывает, что сторонами применяются средства воздушного нападения, а не только авиация, значит и бороться надо со всеми типами средств.

4. Расширяет границы применимости понятия, так как не указывает конкретно кто и как может воспользоваться достигнутым господством в воздухе.

5. Включает показатели, по которым можно оценить превосходство.

Отметим, что господство в воздухе в данном понятии является крайней наиболее ярко выраженной формой превосходства в воздухе. Превосходство в воздухе, в том числе и его крайняя форма – господство в воздухе, может быть завоевано, т. е. достигнуто в ходе ведения боевых действий за счет подавления и уничтожения средств воздушного нападения и ПВО противника на земле и в воздухе, или присутствовать потенциально до начала боевых действий за счет явного количественного и качественного преимущества авиационной группировки и наземных (корабельных) средств ПВО. Как и сформулировано в определении ВЭС, в каждых конкретных условиях уровень господства в воздухе может градуироваться по масштабу и времени от глобального (стратегического) до локального (тактического).


Господство в воздухе, как определенная мера преимущества – динамическое понятие, которое постоянно меняется в ходе ведения боевых действий
Фото: Петр КАССИН

Необходимо отметить в качестве замечания, что в локальных и региональных войнах примерно равных противников, имеющих близкий набор оборонительных и наступательных средств вооружения, обеспечивающих досягаемость территорий противников на всю глубину и имеющих достаточную для принятия адекватных решений разведывательную информацию о действиях друг друга, достижение решающего стратегического господства в воздухе одной из воюющей сторон – проблематичная задача. Речь о господстве в воздухе на современном этапе может идти только при борьбе с более слабым противником или о достижении оперативного и тактического превосходства с равным противником в определенных районах в определенные периоды боевых действий. При каких же условиях этого можно достичь?

Авиация может успешно решать возлагаемые на нее задачи при выполнении следующих условий:

создана достаточно мощная по количественно-качественному составу и сбалансированная по типажу авиационная группировка требуемого уровня;

обеспечено управление в воздухе, в деталях отработаны вопросы взаимодействия с другими родами войск, участвующих в операции;

авиация обеспечена достаточным на период ведения боевых действий запасом материально-технических средств (ГСМ, боекомплектов, запчастей);

имеется и может успешно функционировать инфраструктура системы базирования, аэродромы базирования обеспечены огневым прикрытием и средствами повышения живучести;

боевые действия авиации обеспечены качественной системой разведки о группировках войск противника и их действиях в воздушном пространстве;

имеется достаточное количество хорошо подготовленного летного и инженерно-технического состава;

уничтожены, выведены из строя или парализованы истребительная авиация и наземные (корабельные) средства ПВО противника.

Эти условия являются определяющими для авиационных группировок обеих противоборствующих сторон. Если какие-либо из них для той или иной группировки не выполняется, то эффективность ее боевого применения может быть значительно снижена. Содержание этих условий отражает и направления, по которым можно вести борьбу по завоеванию господства в воздухе.

Какими показателями и их уровнями можно характеризовать состояние завоевания превосходства и достижения господства в воздухе в каждый текущий момент времени?

В частности, в работе В. И. Власова «К вопросу об оценке оперативного превосходства в воздухе» предложено использовать два показателя: соотношение числа самолетовылетов, которые могут быть выполнены обеими авиационными группировками за определенное время (например, за сутки), и соотношение относительных (к количеству самолетовылетов) потерь самолетов за этот же период. Для более реальной оценки соотношения сил и возможностей противостоящих группировок автор аргументировано предложил условно установить три степени превосходства в воздухе: небольшое, значительное и подавляющее (решающее). При достижении последней из них предлагалось считать, что достигнуто господство в воздухе. В табл. 1 приведены предложенные автором количественные значения границ степеней превосходства.

Данными показателями удобно пользоваться, но они обладают и некоторыми недостатками. Так, в первом не учитывается эффективность решения задач в ходе боевых вылетов, а во втором – теряется уровень абсолютных потерь каждой из группировок.

Так как до настоящего времени формализованных методов для количественного определения границ степеней превосходства не существует, поэтому для их задания следует руководствоваться лишь здравым смыслом и договоренностью между специалистами, а также результатами экспертных оценок.

С учетом изложенного, в настоящей работе в качестве основных критериев оценки превосходства в воздухе предлагается использовать два показателя боевых возможностей группировок войск, отражающих конечную цель воздушного противоборства, а именно: соотношение реализуемых ударных возможностей авиационных группировок с учетом базирования, досягаемости и противодействия ПВО противника (математическое ожидание числа типовых наземных целей, уничтожаемых за один массированный удар авиации); относительные потери группировок в самолетах (по отношению к числу самолетов, участвующих в нанесении удара). В табл. 2 приведены предлагаемые для обсуждения экспертные количественные значения границ степеней превосходства для названных выше критериев.

Приведенные в табл. 2 значения соотношения реализуемых ударных возможностей группировок авиации могут применяться как в ходе ведения боевых действий по результатам воздушных ударов, так и для сравнительной оценки расчетных потенциальных возможностей авиационных группировок сторон перед началом боевых действий.

Умение и способность командиров всех степеней количественно и качественно оценивать исходное состояние группировок противоборствующих сторон, а также ход борьбы за превосходство в воздухе будет способствовать принятию правильных мобилизующих решений для достижения успеха.

Господство в воздухе, как определенная мера преимущества, это динамическое понятие, которое постоянно меняется в ходе ведения боевых действий. Уровень его будет зависеть от того, какая часть сил авиации выделяется для решения этой задачи в каждый текущий момент времени. Так, одна из противоборствующих сторон, имеющая решающее превосходство в воздушной сфере в какой-то определенный момент времени и использующая в дальнейшем основную часть своих сил для решения задач, не связанных с завоеванием господства в воздухе, может с течением времени потерять это преимущество, если другая сторона будет уделять этому вопросу большее внимание. Поэтому очевидно, что определенная часть сил должна постоянно привлекаться для решения задачи завоевания господства в воздухе.

Какая? Это вопрос искусства ведения войн и таланта военачальников. Ответ на этот вопрос будет зависеть от места и уровня вооруженного конфликта, стадии его развития, состояния ударных и оборонительных средств противоборствующих сторон и многих других условий.

Сергей Васильевич ЯГОЛЬНИКОВ
генерал-майор, начальник 2 ЦНИИ Минобороны России, заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор
Виктор Васильевич ГИНДРАНКОВ
полковник, доктор военных наук, профессор, начальник управления 2ЦНИИ Минобороны России
Евгений Александрович ПЕРФИЛЬЕВ
полковник в отставке, кандидат военных наук, научный сотрудник 2 ЦНИИ Минобороны России
Михаил Ларионович ПЕРЕПЕЛИЦА
подполковник в отставке, научный сотрудник 2 ЦНИИ Минобороны России

Опубликовано 30 ноября в выпуске № 6 от 2009 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?