Войны и конфликты

Забытая война (4)

Иран-Ирак: обеспечение боевых действий, управление и связь
Техническое обеспечение войск в условиях длительного конфликта, больших потерь в технике и сложностей с их восполнением путем поставок из-за рубежа приобретало исключительно важное значение. В вооруженных силах Ирана вопросы технического обеспечения возлагались на министерство обороны, соответствующие управления штабов видов вооруженных сил и командования районов тылового обеспечения. Основу технического обеспечения составляла деятельность войсковых ремонтных средств (ремонтные батальоны дивизий), полевых ремонтных пунктов, бригад и ремонтных баз районов тылового обеспечения, ремонтных предприятий и баз снабжения центрального подчинения, а также учебных центров видов вооруженных сил, осуществлявших подготовку специалистов.

Продолжение. Начало в №№6 за 2006 г.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Основная техническая база вооруженных сил Ирана была создана при шахском режиме американцами и англичанами, а основу квалифицированного технического персонала ремонтных предприятий составляли иностранцы. Поэтому с началом боевых действий для иранцев возникли большие трудности, так как сотрудничество с американцами и англичанами к этому времени было свернуто, а поставок запасных частей и агрегатов к боевой технике не осуществлялось уже в течение более полутора лет.

В целях решения задач технического обеспечения иранским руководством в ходе конфликта была налажена закупка запасных частей и агрегатов к боевой технике за рубежом. Осуществлялось расширение существовавшей ремонтной базы за счет мобилизации ряда предприятий государственного сектора. В войска направлялись квалифицированные бригады из центра, производившие техническое обслуживание и ремонт вооружения непосредственно в районе боевых действий.

Важное значение придавалось вводу в строй и использованию трофейной техники советского производства, захваченной у иракцев. Для этого иранская сторона приглашала соответствующих специалистов из дружественных стран (Сирия, Ливия).

Общее руководство организацией технического обеспечения осуществляли бронетанковое, артиллерийское и автотранспортное управления министерства обороны (техническая подготовка личного состава, организация эксплуатации, обслуживания и хранения техники), электротехническое управление штаба тыла вооруженных сил (эвакуация, войсковой и капитальный ремонт боевой техники и вооружения), управление зенитных ракетных войск и зенитной артиллерии (эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт зенитного ракетного и артиллерийского вооружения).

С началом боевых действий были развернуты три линии ремонтных мастерских в войсках: в батальонах (устранение простейших неисправностей и несложный текущий ремонт), в бригадах (текущий ремонт трудоемкостью до 50 человеко-часов), в дивизиях (текущий ремонт трудоемкостью до 150 человеко-часов.

Средний ремонт осуществлялся полевыми ремонтными базами электротехнического управления. Всего было создано девять баз; четыре базы по ремонту бронетанковой техники (Таджи, Эль-Амара, Басра, Баакуба), две базы по ремонту артиллерийского вооружения (Таджи), три базы по ремонту инженерной техники (Таджи, Эль-Кут, Эль-Амара).

Капитальный ремонт техники осуществлялся на ремонтном заводе в Таджи. Эвакуация поврежденной боевой техники осуществлялась с использованием большегрузных тягачей западногерманского производства.

Организация и осуществление ремонта боевой техники и вооружения находились на невысоком уровне. Сроки ремонта затягивались, а его качество было низким. Это обусловливалось недостаточным уровнем технической подготовки специалистов-ремонтников, особенно по ремонту сложного оборудования (стабилизаторов танковых пушек, прицелов, механизмов заряжания и т.п.). Ремонтные подразделения и предприятия испытывали острый недостаток запасных частей. В то же время организация их учета, а также использования техники, не подлежащей восстановлению, были организованы слабо.

Отмечалась низкая техническая подготовка личного состава.

ТЫЛОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Вопросы тылового обеспечения в Иране были направлены, главным образом, на повышение оперативности и гибкости тыла.

Вопросы общей организации тыла возлагались на начальников тыла видов вооруженных сил. Решение вопросов, связанных с закупками вооружения, боеприпасов, снаряжения и продовольствия как внутри страны, так и за рубежом, возлагалось на специально созданный экономический совет Ирана во главе с премьер-министром. При совете был создан мобилизационно-экономический штаб, осуществлявший планирование обеспечения войск продовольствием, горюче-смазочными материалами и другими видами довольствия.

Наибольшую нагрузку нес тыл сухопутных войск, который состоял из войскового (оперативного) тыла и территориального тыла.

Войсковой тыл включал штатные тыловые органы, подразделения и части дивизий и отдельных бригад (в дивизии - штаб тыла, КП тыла, батальон ремонта и обслуживания, батальон транспортный и снабжения, медицинский батальон, административно-хозяйственная рота;

в бригаде - батальон тылового обеспечения, административно-хозяйственный взвод).

Территориальный тыл включал три командования районов тылового обеспечения (1 РТО - штаб в Керманшах, 2 РТО - штаб в Шираз, 3 РТО - штаб в Тегеран), центральные базы снабжения и предприятия по ремонту техники и вооружения.

Снабжение войск боеприпасами осуществлялось в следующем порядке: с центральных баз снабжения боеприпасы железнодорожным, автомобильным и воздушным транспортом доставлялись непосредственно на склады рот боепитания полевых баз снабжения районов тылового обеспечения. Со складов рот боепитания боеприпасы распределялись по полевым пунктам боепитания дивизий (три-пять пунктов на дивизию) и бригад (два пункта на бригаду), располагавшимся на расстоянии 12-30 км от линии фронта. Нормы расхода боеприпасов устанавливались исходя из их наличия и задач войск.

Снабжение войск продовольствием осуществлялось за счет запасов центральных баз снабжения (через базы снабжения РТО), а также закупок на месте у гражданских поставщиков. При этом соединения и части, принимавшие участие в боевых действиях, снабжались только централизованно, а остальные - за счет закупок продовольствия на месте.

В целях снабжения горючим развертывались полевые пункты снабжения из расчета по три на дивизию. Нефтепродукты использовались из государственных хранилищ, находившихся в зоне ответственности РТО. Для координации вопросов снабжения войск ГСМ в провинциях создавались специальные оперативные группы (штабы), в состав которых входили представители военного и гражданских ведомств.

Перевозка военных грузов в ходе конфликта осуществлялась в основном автомобильными частями районов тылового обеспечения и войск и реже - по железной дороге. Использовалась также военно-транспортная авиация.

Существовавшая система тылового обеспечения в целом функционировала без особых срывов, обеспечивала известную тыловую автономность войск. В то же время запасы материальных средств были недостаточны для удовлетворения нужд войск в ходе затяжного конфликта.

В Ираке вопросами тылового обеспечения занималось главное управление тыла вооруженных сил. Основу тыла составляли центральные склады всех видов довольствия, тыловые базы снабжения, полевые войсковые склады, центральные учреждения и органы управления тыла, войсковые тыловые подразделения и части.

Перед началом конфликта в Ираке были созданы значительные запасы материально-технических средств, хранившиеся на центральных складах, расположенных преимущественно во внутренних районах страны.

С началом боевых действий в прифронтовой полосе на удалении 150-200 км от переднего края были созданы тыловые базы снабжения, на которые была перемещена часть запасов материально-технических средств из центральных складов. Для перевозок задействовались военно-транспортные средства, находящиеся в распоряжении начальника главного управления тыла, а также гражданский транспорт.

В ходе боевых действий по мере необходимости производилась подача материальных средств из полевых баз снабжения на полевые дивизионные (бригадные) склады. Доставка материально-технических средств к месту их назначения осуществлялась автотранспортными средствами бригад, полков и батальонов.

Наибольшие трудности возникали при снабжении войск горюче-смазочными материалами. У иракцев отсутствовало достаточное количество автоцистерн и средств заправки.

Все транспортные перевозки в интересах войск выполнялись автомобилями. Железнодорожная ветка Багдад-Басра использовалась ограниченно из-за нехватки подвижного состава. Морской транспорт осуществлял перевозки грузов из-за рубежа, используя для этого порты Иордании, Саудовской Аравии и Кувейта.

Основными слабыми сторонами системы тылового обеспечения иракских вооруженных сил являлись: слабость национальной ремонтно-технической базы и отсутствие предприятий по производству вооружения и боеприпасов; ограниченное развитие тыловой инфраструктуры; отсутствие таких запасов материально-технических средств, которые позволяли бы вести длительную войну, не прибегая к крупным военным закупкам за рубежом.

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И СВЯЗИ

В ходе ирако-иранского конфликта у командования обеих сторон проявились отсутствие опыта в организации и проведении крупномасштабных войсковых операций. Командиры и штабы не проявили умения твердо и четко управлять подчиненными соединениями и частями в условиях современного боя. Особенно это было характерно для начальных этапов конфликта. Наиболее слабо отрабатывались вопросы организации наступления и взаимодействия. Современное вооружение из-за имевшихся недостатков в организации управления, а также низкой тактической и технической подготовки личного состава использовалось не всегда в достаточной мере эффективно.

В ходе конфликта стала очевидной нереальность разработанных в мирное время оперативных планов воющих сторон. Иранское командование с началом боевых действий пыталось придерживаться разработанного еще при шахском режиме оперативного плана ведения войны против Ирака (план "Абу Муслем Хорасани"), хотя фактическое состояние войск уже во многом не обеспечивало его реализацию. В результате командованию пришлось по ходу действий принимать срочные меры по корректировке плана и непредусмотренной заранее перегруппировке войск, а также по развертыванию дополнительных органов оперативного управления и связи.

Что касается иракцев, то, имея заранее отработанный план ведения войны и развернутую систему управления, они не проявили умения и настойчивости в реализации своих оперативно-стратегических замыслов и позволили иранскому командованию относительно быстро локализовать первоначальный успех иракских войск и стабилизировать обстановку на фронте.

Согласно плану "Абу Муслем Хорасани" предусматривалось развертывание в военное время на ирано-иракской границе штабов двух армейских корпусов (1-го АК - штаб в Керманшах, 2-го АК - штаб в Шираз) с подчинением им соответствующих соединений и частей. Однако после революции ввиду массовых репрессий против высшего командного звена бывшей шахской армии и общей дезорганизации вооруженных сил та база, на которой предполагалось осуществить это развертывание, была практически полностью уничтожена. Кроме того, новое руководство страны исключало возможность крупного вооруженного конфликта с Ираком и поэтому на его начальном этапе вопросам оперативного и мобилизационного развертывания своих вооруженных сил должного внимания не уделяло.


После поражений подобного характера боевая машина заносится в разряд безвозвратных потерь.
На снимке - сгоревший Т-55.
Фото: US DEPARTMENT OF DEFENSE

Уже в первые дни конфликта возникла острая необходимость в создании дополнительных органов оперативного управления, приближенных непосредственно к районам боевых действий, так как объединенный штаб и штабы видов вооруженных сил столкнулись с большими трудностями в обеспечении твердого и оперативного управления войсками. Вместо предусматривавшихся штабов армейских корпусов иранским командованием были в срочном порядке созданы передовые командные пункты штаба сухопутных войск: ПКП СВ в Керманшах, осуществлявший управление войсками на северном и центральном направлениях, и ПКП СВ в Дизфуль - для руководства войсками южного направления.

В октябре 1980 г. передовой командный пункт сухопутных войск в Керманшах был преобразован в штаб западного оперативного командования, а ПКП СВ в Дизфуль в январе 1982 г. был передислоцирован в Ахваз.

В Махшахр был развернут штаб оперативного командования "Арванруд", руководивший боевыми действиями на южном фланге в районе Абадан-Хорремшехр и организацией обороны побережья Персидского залива.

Сформированный в августе 1981 г. штаб северо-западного оперативного командования в Резайе руководил боевыми действиями против антиправительственных курдских группировок. Управление в тактическом звене (дивизия-бригада) осуществлялось штатными силами и средствами.

На время подготовки и проведения наступательных операций иранских войск создавались временные оперативные группировки со своими штабами, в которые включались представители всех видов вооруженных сил и корпуса стражей исламской революции.

Следует отметить, что несмотря на развертывание перечисленных органов управления, объединенный штаб и штабы видов вооруженных сил продолжали решать значительную часть задач по управлению соединениями и частями, а вновь созданные органы выполняли в основном функции контроля за исполнением директив, указаний и планов центра.

Основным средством управления в ходе конфликта являлась радиосвязь в КВ и УКВ диапазонах. Она организовывалась старшими начальниками и штабами сверху вниз (объединенный штаб - штабы видов вооруженных сил - штабы оперативных командований (ПКП СВ) - штабы дивизий, отдельных бригад и учебных центров) по радиосетям и радионаправлениям в телефонном, телеграфном и буквопечатающем режимах.

Радиосвязь в войсках осуществлялась с использованием штатных сил и средств соединений и частей, имевших на вооружении в основном устаревшие образцы радиоаппаратуры американского и английского производства. В каждом гарнизоне (на каждом узле связи соединения) были развернуты средства проводной, радиорелейной и коротковолновой связи. Узел связи штаба сухопутных войск осуществлял связь с подчиненными узлами по трем радиосетям командования в режиме ручного телеграфирования в КВ диапазоне. По этим сетям обеспечивалось оперативное управление, оповещение и взаимодействие подчиненных штабов. Всего узлом связи сухопутных войск развертывалось до десяти сетей и радионаправлений (три радиосети командования, радиосеть взаимодействия, радионаправления со штабами районов тылового обеспечения, радионаправления со штабами дивизий, радиосеть оповещения, радионаправления со штабами оперативных командований, радиосеть командующего артиллерией, радиосеть заявок на авиацию).

В дивизиях организовывались две радиосети командования, радиосети командующего артиллерией, заявок на авиацию, взаимодействия, оповещения и тыла.

К концу 1981 г. произошло объединение двух систем связи ВС Ирана - связи командования на штатных войсковых средствах и стационарной радиорелейной системы связи. Была создана единая система многоканальной связи, которая обеспечила связь практически между любыми двумя корреспондентами, быстрое вхождение в связь и оперативность в обмене информацией.

В ходе конфликта иранским командованием принимались меры по ужесточению режима скрытого управления войсками. В начальный период отмечалось более широкое, чем в мирное время, использование открытых радиотелеграфных переговоров в КВ радиосетях при одновременном сокращении шифрованной радиопереписки. Однако в дальнейшем иранское командование в целях недопущения утечки информации дало указание об ужесточении правил радиообмена. Особенно тщательно стали соблюдаться меры СУВ при подготовке операций. При этом применялись такие приемы как сокращение общего времени радиообмена, шифрование всех переговоров, передача несрочных донесений при помощи фельдъегерей и самолетов связи, частая смена радиоданных.

В целом созданная в вооруженных силах Ирана система связи обеспечила управление войсками в боевой обстановке. Повысились ее надежность и безопасность.

Система связи в вооруженных силах Ирака характеризовалась заблаговременным развертыванием необходимых органов и средств управления, включавших систему командных пунктов, в которую входили совмещенный центральный командный пункт генерального штаба и сухопутных войск (ЦКП ГШ и СВ), центральные командные пункты видов вооруженных сил, командные пункты объединений и соединений сухопутных войск, военно-воздушных и военно-морских баз и секторов противовоздушной обороны. В районах развертывания войск были созданы передовые и тыловые командные пункты и пункты управления соединений и частей.

С целью организации взаимодействия в работе ЦКП ГШ и ЦКП видов ВС постоянно участвовали представители каждого вида вооруженных сил.

В ходе боевых действий был вскрыт ряд моментов, указывающих на то, что данная система не в полной мере обеспечивала эффективное управление войсками.

Прежде всего, слабая оперативная и специальная подготовка боевых расчетов на командных пунктах и отсутствие у них практического опыта явились причиной медленной и низкой по качеству обработки, обобщения и передачи оперативной информации, поступающей от различных источников. По этим же причинам нередко возникали трудности в отображении информации в виде, удобном для принятия решений, быстром и точном доведении этих решений до подчиненных соединений и частей.

Различие школ подготовки командного состава привело к тому, что практически до конца конфликта в иракских ВС так и не были выработаны единые для всей армии тактические знаки. Это нередко являлось причиной путаницы, неправильного понимания поставленных задач, нарушения взаимодействия между родами и видами ВС.

Система связи министерства обороны Ирака включала объединенную систему связи видов вооруженных сил, узлы и средства связи ЦКП, командных пунктов и пунктов управления, а также арендуемые каналы гражданских систем связи.

В ходе конфликта связь в вооруженных силах обеспечивалась, главным образом, комплексным использованием радиорелейных, радио- и проводных линий связи.

Радиосвязь явилась самым распространенным каналом и обеспечила, в условиях отсутствия эффективного радиоэлектронного противодействия со стороны противника, достаточно надежную и устойчивую связь на всех уровнях и во всех звеньях.

Осуществление телеграфно-телефонной связи с использованием коаксиального кабеля из-за незавершенности его окончательной прокладки было весьма ограниченным. Тропосферные линии связи в ходе конфликта не использовались.

Ограниченное количество каналов связи и недостаточная их емкость привели к снижению оперативности управления, увеличению времени доведения задач до войск, дополнительным трудностям в организации и поддержания взаимодействия между родами и видами ВС.

В частности, в ходе боевых действий иракская истребительная авиация практически не участвовала в отражении авиационных налетов противника. Задачи по отражению авиации Ирана войска ПВО выполняли самостоятельно ввиду того, что КП секторов ПВО не получали своевременно необходимые данные и поэтому не успевали оповещать военно-воздушные базы о приближении самолетов противника.

Система управления ВВС и ПВО не обеспечила согласованные действия сил и средств этого вида ВС, что несколько раз приводило к поражению иракских самолетов огнем своих же зенитных ракет.

Основными недостатками системы управления и связи ВС Ирака являлись: слабая оперативно-тактическая и специальная подготовка командиров, штабов и боевых расчетов командных пунктов; ограниченное количество каналов связи; слабая помехозащищенность линий связи; отсутствие АСУ войсками и оружием; отсутствие унифицированных ЦКП и КП, слабая техническая оснащенность существующих КП.

В целом следует отметить, что в ходе конфликта командование Ирана и Ирака приобрело определенный опыт управления войсками. Были также приняты меры по устранению выявленных недостатков в системах связи, что способствовало повышению их надежности и оперативности.

Продолжение следует.

Валерий СУМАРКОВ

Опубликовано 5 мая в выпуске № 2 от 2008 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?